Студенты в “сети”: социальные медиа как актор сборки “сетевых пространств” образовательных мигрантов в Иркутске
- Авторы: Иванов К.А.1, Корешкова Ю.О.1
-
Учреждения:
- Иркутский государственный университет
- Выпуск: № 5 (2024)
- Страницы: 136-156
- Раздел: Исследования миграции и мигрантов
- URL: https://cijournal.ru/0869-5415/article/view/672420
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0869541524050087
- EDN: https://elibrary.ru/ASBGHO
- ID: 672420
Цитировать
Аннотация
Данная статья посвящена изучению повседневных онлайн- и офлайн-практик, осуществляемых транслокальными (россиянами) и трансграничными (китайцами) студентами-мигрантами в Иркутске. Основываясь на идее, предложенной Д. Ло, о разделении “евклидова” и “сетевого” пространств, мы попытались объяснить, как участие студентов-мигрантов в разнообразных цифровых сообществах и группах выстраивает и стабилизирует различные сети отношений, как определяет их повседневные практики в месте пребывания. Мы показываем, что для китайских студентов участие в группах социальных медиа становится основой формирования их “сетевого пространства”. Для россиян социальные сети служат лишь дополнением к офлайн-практикам, по сути, играют обслуживающую роль при выстраивании “сетевого пространства”. Таким образом, ежедневно находясь физически в одних и тех же местах (“евклидово пространство”), иногородние и иностранные студенты воспринимают и потребляют их по-разному, так как одновременно пребывают в различных “сетевых пространствах”.
Полный текст

Об авторах
Кирилл Андреевич Иванов
Иркутский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: ivanov-ka@word.isu.ru
ORCID iD: 0000-0002-3895-0082
старший преподаватель кафедры китаеведения
Россия, ул. Карла Маркса 1, Иркутск, 664003Юлия Олеговна Корешкова
Иркутский государственный университет
Email: yuliakodzhaeva@yandex.ru
младший научный сотрудник научно-исследовательской части
Россия, ул. Карла Маркса 1, Иркутск, 664003Список литературы
- Amigo B., Osorio F., Bravo M.C. Mobile Communication Technologies and Ontological Security // Convergencia Revista de Ciencias Sociales. 2017. Vol. 74. P. 39–61.
- Bailey F.J., Dua J. Individualism–Collectivism, Coping Styles, and Stress in International and Anglo‐Australian Students: A Comparative Study // Australian Psychologist. 1999. Vol. 34 (3). P. 177–182. https://doi.org/10.1080/00050069908257451
- Bjørnholt M., Farstad G. “Am I Rambling?” On the Advantages of Interviewing Couples Together // Qualitative Research. 2012. Vol. 14 (1). P. 1–17.
- Falk S., Römmele A., Silverman M. Digital Government: Leveraging Innovation to Improve Public Sector Performance and Outcomes for Citizens. Berlin: Springer, 2017.
- Galchenko I., Van De Vijver F.J. The Role of Perceived Cultural Distance in the Acculturation of Exchange Students in Russia // International Journal of Intercultural Relations. 2007. Vol. 31 (2). P. 181–197. https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2006.03.004
- Goodman M., Goodman D., Redclift M. Consuming Space: Placing Consumption in Perspective. Farnham: Ashgate Publishing Limited, 2010.
- Granovetter M.S. The Strength of Weak Ties // American Journal of Psychology. 1973. Vol. 78 (6). P. 1360–1380.
- Grigorichev K. Restructuring of the Chineseness: Ethnic Marking of City Spaces in the Light of Migration from China // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2018. Vol. 11 (11). P. 1762–1775. https://doi.org/ 10.17516/1997–1370–0338
- Grigorichev K., Koreshkova I. “Chinese” or “Local”?: The Heterogeneous Identity of the Agrarian Assemblage in the Siberian Suburbs // Inner Asia. 2022. Vol. 24 (1). P. 31–52. https://doi.org/10.1163/22105018–02302016
- Haleem A., Javaid M., Qadri M. A., Suman R. Understanding the Role of Digital Technologies in Education: A Review // Sustainable Operations and Computers. 2022. Vol. 3. P. 275–285.
- Haynes N., Wang X. Making Migrant Identities on Social Media: A Tale of Two Neoliberal Cities on the Pacific Rim // Media, Culture & Society. 2019. Vol. 42 (1). P. 1–10. https://doi.org/10.1177/0163443719884060
- Hilbert M. Digital Technology and Social Change: The Digital Transformation of Society from a Historical Perspective // Dialogues in Clinical Neuroscience. 2020. Vol. 22 (2). P. 189–194.
- Hofstede G. The Applicability of McGregor’s Theories in South East Asia // Journal of Management Development. 1987. Vol. 6 (3). P. 9–18.
- Hurh W.M., Kim K.C. Adaptation Stages and Mental Health of Korean Male Immigrants in the United States // International Migration Review. 1990. Vol. 24 (3). P. 456– 479.
- Ju R., Hamilton L., McLarnon M. The Medium is the Message: Wechat, Youtube, and Facebook Usage and Acculturation Outcomes // International Journal of Communication. 2021. Vol. 15. P. 4011–4033. https://doi.org/1932-8036/20210005
- Kolova S.M., Belkina O.V. Sociocultural Support of Internationl Students as Adaptation Tool in Intercultural Environment of Russian University (SUSU Case Study) // Bulletin of the South Ural State University: Education; Educational Sciences. 2023. Vol. 15 (3). P. 67–83. https://doi.org/10.14529/ped230306
- Koreshkova Y.O. Wechat as a Lifestyle: Social Network Tool of the Chinese Migrants in Russia // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2018. Vol. 11. P. 1816–1823. https://doi.org/10.17516/1997-1370-0342
- Law J. Objects and Spaces // Theory, Culture & Society. 2002. Vol. 19 (5). P. 91–105. https://doi.org/10.1177/026327602761899165
- Lee J. W.Y., Kim B., Lee T.L., Kim M.S. Uncovering the Use of Facebook During an Exchange Program // China Media Research. 2012. Vol. 8 (4). P. 62–76.
- Mallinson K. Smartphone Revolution: Technology Patenting and Licensing Fosters Innovation, Market Entry, and Exceptional Growth // IEEEConsumer Electronics Magazine. 2015. Vol. 4 (2). P. 60–66. https://doi.org/10.1109/MCE.2015.2392954
- Mavhandu-Mudzusi A.H. The Couple Interview as a Method of Collecting Data in Interpretative Phenomenological Analysis Studies // International Journal of Qualitative Methods. 2018. Vol. 17 (1). https://doi.org/10.1177/1609406917750994
- Peng Y. Student Migration and Polymedia: Mainland Chinese Students’ Communication Media Use in Hong Kong // Journal of Ethnic and Migration Studies. 2016. Vol. 42 (14). P. 2395–2412. http://doi.org/10.1080/1369183X.2016.1194743
- Ryzhova N., Koreshkova I. Wechat as Migration Infrastructure: The Case of Chinese-Russian Precarious Labour Markets // WeChat and the Chinese Diaspora / Eds. W. Sun, H. Yu. Milton Park: Routledge, 2022. P. 38–56.
- Sinanan J., Gomes C. “Everybody Needs Friends”: Emotions, Social Networks and Digital Media in the Friendships of International Students // International Journal of Cultural Studies. 2020. Vol. 23 (5). P. 674–691. https://doi.org/10.1177/1367877920922249
- Timoshkin D. Construction of Horizontal Networks on “Migrant” Russian-Language Digital Platforms // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2020. Vol. 13 (5). P. 688–699.
- Valentine G. Doing Household Research: Interviewing Couples Together and Apart // Area. 1999. Vol. 31. No. 1. P. 67–74.
- Xia L., Baghaie S., Mohammad Sajadi S. The Digital Economy: Challenges and Opportunities in the New Era of Technology and Electronic Communications // Ain Shams Engineering Journal. 2024. Vol. 15 (2). https://doi.org/10.1016/j.asej.2023.102411
- Yan Y. Facebook and Wechat: Chinese International Students’ Social Media Usage and How It Influences Their Process of Intercultural Adaptation. PhD dis. Marquette University, Milwaukee, 2018.
- Yang C. US-Based Social Media Use and American Life: A Study of Chinese Students’ Acculturation and Adaptation in America // Global Media and China. 2018. Vol. 3 (2). P. 75–91. https://doi.org/10.1177/2059436418783765
- Ye J. Traditional and Online Support Networks in the Cross-Cultural Adaptation of Chinese International Students in the United States // Journal of Computer-Mediated Communication. 2006. Vol. 11 (3). P. 863–876. http://doi.org/10.1111/j.1083–6101.2006.00039.x
- Yu Q., Foroudi P., Gupta S. Far Apart Yet Close by: Social Media and Acculturation Among International Students in the UK // Technological Forecasting and Social Change. 2019. No. 145. P. 493–502.
Дополнительные файлы

Примечание
*Экстремистская организация, запрещенная на территории РФ.