


№ 2 (2024)
Специальная тема номера: Отечественная этнография и мировая наука в XX в.: контакты, влияния и противостояния
“Диалог” российской антропологии с (пост/анти)боасовской
Аннотация
В статье затрагивается проблема самоощущения отечественных ученых в долгом, нескончаемом диалоге с американской антропологией (АА). В фокусе исследования – фигура Ф. Боаса, отца-основателя АА, как известно, поддерживавшего интенсивные контакты со многими яркими российскими учеными (Л.Я. Штернбергом, В.Г. Богоразом, Ю.П. Аверкиевой и проч.). Благодаря Ф. Боасу они получали свои степени и должности, приобретали вес в научном мире. Но в боасовском влиянии на российскую антропологию много парадоксального. В.Г. Богораз, теснее всего связанный лично с Ф. Боасом и воспринявший его полевую методику, тем не менее очень мало на него ссылался в своих трудах. Ю.П. Аверкиева же, множество раз цитировавшая “папу Франца”, так и осталась практически незатронутой его интеллектуальным влиянием. В современной российской истории антропологии растет желание поучаствовать в “дележе” боасовского наследия вместе с признанными американскими коллегами (Д. Стокингом, Р. Дарнелл и др.). Однако генеалогию профессиональных связей российских и американских антропологов нелегко выстроить. Взаимное родство проявляется иногда в самых неожиданных точках (антропологической лингвистике, физической антропологии), а напрашивающиеся параллели часто объясняются “сходным образом мыслей”.



Параллели в развитии концепций “культурных ареалов” и хозяйственно-технических ареалов в 1920–1930-е годы
Аннотация
В статье рассматривается развитие концепта “культурный ареал” (КА) в американской культурной антропологии и концепта “хозяйственно-культурный тип” (ХКТ) в советской этнографии в 1920–1930-е годы. Выделено три этапа развития концепций: 1) 1890–1910-е годы, в ходе которых концепции ареальных/территориальных исследований получили первичное оформление; ключевой работой этапа стала книга К. Уисслера “Американский индеец” (1917); 2) 1920-е годы – время теоретического обоснования концепций; 3) 1930-е годы, когда в советской этнографии обсуждение темы прекращается, а в США понятие “культурный ареал” подвергается критике А. Кребером за недостаток историзма. В статье выделяются особенности национальных школ: историзм в СССР и последовательный эмпиризм в США. Также указывается, что ряд положений концепций КА и ХКТ в довоенный период не получили достаточного освещения, например, соотношение экологического и культурного факторов.



Этническая история и ethnohistory: внешние сходства и внутренние отличия
Аннотация
Советская этническая история и американская ethnohistory (этноистория) имеют схожие названия и схожие методы: сбор междисциплинарных источников, обобщение собранной информации антропологами-этнографами. Однако внутренние различия гораздо многочисленнее сходств. Так, советский исследовательский жанр основывается на примордиальном понимании этничности и рассматривает прошлое в том числе индустриальных наций, тогда как американский фиксируется лишь на преемственности групповых идентификаций индигенных групп. Жанры проявили себя по-разному и в преодолении кризисов развития: этноисторики, занимая маргинальное положение в антропологии, тем не менее достаточно кардинально расширили географическое и предметное поле своих исследований, тогда как в работах специалистов по этнической истории почти прекратилось обсуждение теоретических проблем. Такое положение обусловлено режимами функционирования науки в советском и американском обществах и степенью вовлеченности во взаимодействия с различными уровнями государственной власти.



Советская музейная этнография на VII Международном конгрессе антропологических и этнографических наук: реставрация и консервация дисциплинарного наследия под “взглядом” Запада
Аннотация
Советская музейная этнография на VII Международном конгрессе антропологических и этнографических наук в Москве (1964) в статье рассматривается как дискуссионное пространство, в котором этнографы и музейщики представляли и обсуждали разные взгляды на прошлое и настоящее своей дисциплины. Архивный материал исследуется при помощи концептов реставрации и консервации – риторических стратегий, предполагающих различные формы интерпретации дисциплинарного наследия и проекты действий. Проекты “возрождения” Музея народов СССР в Москве и издания “Материалов по этнографии” в Ленинграде отсылали по большей части к этнографии 1920-х годов, репрессированной и раскритикованной в процессе перехода к марксистской методологии в 1930-е годы. Стратегия реставрации подводила к признанию не проговариваемого в открытую отставания от западной антропологии и музейного дела. В качестве решения проблемы предлагалась реконструкция фрагментов прошлого. Стратегия консервации, наоборот, видела советскую музейную этнографию опережающей зарубежную. Наследие “марксизации” 1930-х годов, согласно этой риторике, выступало залогом побед в прошлом и настоящем, а его критика и неприятие лишали советскую этнографию ее преимуществ. Таковым позитивным наследием, в частности, признавались музейные практики исследования и репрезентации культуры и быта колхозников и рабочих, активное использование манекенов и обстановочных сцен для показа социальных отношений.



Как Москва не стала мировым центром марксистской антропологии: историк Л.В. Данилова, теоретические дискуссии 1960-х годов и международные контакты советских ученых
Аннотация
Статья посвящена анализу теоретико-методологических дискуссий в отечественной этнографии и историографии 1960-х годов. В центре внимания – судьба историка Л.В. Даниловой и сборника под ее редакцией “Проблемы истории докапиталистических обществ” (1968), одного из ярких достижений недогматического марксизма эпохи оттепели. На новых архивных материалах реконструируется проект многотомного издания “Законы истории и конкретные формы всемирно-исторического процесса”, прослеживаются корни “нового направления” в этнографии, дается новое прочтение деятельности сектора методологии истории Института истории, а также освещаются международные связи, которые могли сделать данный проект заметным явлением мировой марксистской мысли. Автор приходит к выводу, что этого в полной мере не произошло из-за противодействия консервативного академического истеблишмента.



Визуальная антропология и традиционное искусство
Пещера с наскальными рисунками в Серро-Аси (Колумбия, Ваупес) – жилище Хозяина животных и малый объект древней наскальной живописи
Аннотация
В статье анализируются наскальные рисунки в пещере в Серро-Аси – сакральном месте коренных народов, живущих в бассейне р. Кананари, левого притока Апапориса (Колумбия, департамент Ваупес). Жители ближайшей мультиэтнической общины, где совместно проживают таивано (преобладают в общине), кабияри и татуйо, считают пещеру в Серро-Аси первой малокой – общинным жилищем, домом Хозяина животных, одного из важнейших мифологических персонажей в традиционных верованиях автохтонного населения области Ваупес. Исследовательский интерес к этому объекту обусловлен отсутствием научной информации о нем. Автор статьи фиксирует расположение наскальных рисунков в сакральной пещере, описывает их, анализирует интерпретацию их символики, предложенную информантами таивано, а также оценивает возможность определения “этнической идентификации” данного объекта. Сравниваются изобразительные мотивы рисунков Серро-Аcи и другого ближайшего памятника наскального искусства – Серро-Марокко. Отдельное внимание в статье уделяется изменению отношения коренных народов региона к доступу чужаков к сакральным местам.



Образы Камчатки в визуальном архиве этнографа Елизаветы Орловой
Аннотация
На основе архивных источников рассматриваются визуальные материалы ленинградского этнографа Е.П. Орловой (1899–1976) – исследовательницы севера Сибири и Дальнего Востока, созданные во время ее экспедиций на Камчатку в 1920–1930-е годы, в эпоху социалистического строительства края. Экспедиционные визуальные материалы Е.П. Орловой анализируются в аспекте методологического обеспечения полевых исследований этнографов-североведов в раннесоветский период и в контексте реализации масштабных проектов по изучению фото- и кинодокументирования Севера в 1920–1930-х годах. Показывается, что визуальное наследие Е.П. Орловой параллельно с этнографическим описанием демонстрировало многомерный образ Камчатки, включающий в себя разнообразие этнокультурных сюжетов. Фотоматериалы Е.П. Орловой находились в русле развития экспедиционной фотографии в 1920–1930-е годы в СССР и раскрывали особенности и темп процессов советизации на отдаленной камчатской территории. В этом отношении визуальный архив Орловой является значимым историческим источником в контексте советской визуальной антропологии.



Возвращаясь к напечатанному
Факторы риска саморазрушающего поведения в контексте культурных трансформаций
Аннотация
Проблема взаимодействия культур, разительно отличающихся друг от друга, – автохтонных, бесписьменных, традиционных, сформировавшихся и веками функционировавших без государственных структур, и культур-колонизаторов, письменных, ориентированных на развитие техники, длительное время развивавшихся в условиях государственности, – рассматривается на примере аборигенов Австралии и эвенков. Эти коренные народы существенно отличаются друг от друга – как и государственная политика, которая велась по отношению к ним. Однако общими в их современном состоянии оказываются такие негативные факты, как скачок смертности за счет преждевременного ухода из жизни людей, не достигших 40 лет, косвенное саморазрушающее поведение (алкоголизм, несчастные случаи, убийства по неосторожности, драки), а также суициды, особенно среди молодежи. В статье с отсылками к популяционной модели рассматриваются возможные причины возникновения такого рода депрессивного поведения на фоне относительного социального благополучия, а также анализируется, каким образом особенности традиционной культуры и ее трансформации, религиозные запреты и повседневные нормы могут влиять на количество суицидов.



Статьи и материалы
Немецкие разговоры о полевой этнографии: взгляд из российской традиции
Аннотация
Статья представляет взгляд исследователя, взращенного в российской традиции на немецких коллег-этнографов как Других. В сравнении с российским материалом рассматривается восприятие немецкими этнографами полевого исследования как главной практики и метода дисциплины, проявляющееся в неформальной коммуникации о поле. Для сравнительного анализа профессиональных культур российских и немецких этнографов оказалось невозможно применить одинаковую оптику, однако выявились сходные нарративы о полевом исследовании. Причина сходства кроется в коммуникативном характере работы этнологов и в универсальных особенностях психологии людей, производящих этнологическое знание. Рефлексируя по поводу сбора этого материала в берлинском поле, автор обращает взгляд на себя, изучающего Других, и делает выводы о влиянии субъективного опыта и границ между разными научными традициями на то, как проходило исследование и какие интерпретации получил материал, а также о неблагоприятном влиянии асимметрии ролей исследователя и исследуемых, сделавшей проблематичным сопроизводство знания.



Правовые аспекты семейной жизни китаянок в первой половине ХХ в.: эрозия патриархальности, последствия модернизации
Аннотация
В статье проанализированы мировосприятие и отношение местных жителей к проведенным новой властью в период с 1937 по 1949 г. реформам, в частности, к изменению социального статуса сельских жительниц провинций Шэньси, Ганьсу и Нинся. Авторы полагают, что глубоко укорененные традиционные убеждения создавали большие трудности в реализации программ решительных преобразований, на которые была нацелена часть китайского общества, признающая социалистическую перспективу. Идеал “свободы брака”, активно внедряемый идеологами новой власти, получал признание c заметными сложностями. И все же реформы, начавшиеся в 1930-х годах, не только пошатнули опору казавшихся вечными конфуцианских основ традиций, но и способствовали формированию и подъему социального самосознания женщин, побуждая их учиться защищать свои права и интересы.



Почитаемое место в сельском ландшафте: Чье наследие? К истории святого ключа на Алтае
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы взаимоотношения сельских локальных сообществ и местных ландшафтных святынь. Дается обоснование методологии исследования подобных локусов как функциональных зон культурных ландшафтов, мест памяти и объектов культурного наследия. Выявляются условия трансформации коллективной исторической памяти, воплощенной в почитаемом месте. На основе полевых и архивных материалов, местной периодики и сочинений сибирских старообрядцев воссоздается историческое прошлое одного из наиболее почитаемых мест Алтайского края – святого ключа, вобравшего в себя признаки как культового, так и мемориального места. Особое внимание уделяется произошедшему в жизни изучаемой святыни совмещению вернакулярных практик почитания святых мест и коллективной памяти о локальных событиях Гражданской войны. Анализируются значимые этапы в истории почитаемого места, а также причины его “переизобретения” в настоящее время.



Реципрокность и патрон-клиентизм как формы института сетевой взаимопомощи в селах Республики Татарстан
Аннотация
Устойчивость сельского мира Республики Татарстан сегодня во многом зависит от развития и функционирования института сетевой взаимопомощи. Статья посвящена его изучению. Автор опирается на сетевые теории в социологии, в частности на аспекты реципрокных и патрон-клиентских отношений как ключевых механизмов воспроизводства сетей взаимопомощи. На основе данных интервью, собранных в селах Татарстана, представлена эмпирическая часть работы: проанализированы акторы и практики реципрокных и патрон-клиентских отношений, обоснована необходимость дальнейшей поддержки и развития сельской сетевой взаимоподдержки как способа коллективной страховки в нестабильной экономической ситуации.


