Агентность детей в миграционных стратегиях и сценариях интеграции

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В статье в формате кейс-стади рассматриваются различные формы агентности детей в миграционных стратегиях и сценариях. Работа состоит из двух разделов, основанных на интервью и полевых наблюдениях при работе с семьями мигрантов в российском мегаполисе. В первом разделе рассматривается роль детей в принятии решений относительно образования и страны проживания в контексте семейной миграции. На примере нескольких кейсов рассматривается, как препятствия в доступе к образованию влияют на агентность детей и как их выбор вписывается в рамки семейных обязательств. Во втором разделе анализируется одна из практик включения детей в русскоязычные сообщества – приобретение “русского” имени, – которая наблюдалась в образовательной среде.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Лейсан Марселевна Гарипова

Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: lgaripova@eu.spb.ru
ORCID iD: 0009-0002-0614-7014

младший научный сотрудник

Россия, ул. Кржижановского 24/35 к. 5, Москва, 117218

Список литературы

  1. Абашин С.Н. Среднеазиатская миграция: практики, локальные сообщества, транснационализм // Этнографическое обозрение. 2012. № 4. С. 3–13.
  2. Абашин С.Н. Возвращение домой: семейные и миграционные стратегии в Узбекистане // Ab Imperio. 2015. № 3. С. 125–165.
  3. Акифьева Р.Н. Дети и родители-мигранты в Санкт-Петербурге: несогласованные линии поведения // Этнографическое обозрение. 2015. № 5. С. 117–134.
  4. Александров Д.А. и др. Положение детей мигрантов в Санкт-Петербурге. М.: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2012а.
  5. Александров Д.А., Баранова В.В., Иванюшина В.А. Дети и родители-мигранты во взаимодействии с российской школой // Вопросы образования. 2012б. № 1. С. 176–199.
  6. Байфорд Э. и др. Форум: В поисках детской субъектности // Антропологический форум. 2019. № 42. С. 9–106. https://doi.org/10.31250/1815–8870–2019–15–42–9–106
  7. Баранова В.В. Языковая социализация детей мигрантов // Антропологический форум. 2012. № 17. С. 157–172.
  8. Борисова Е.В. Родительство на расстоянии: транснациональные практики в семьях мигрантов из Таджикистана // Антропологический форум. 2016. № 28. С. 228–245.
  9. Борисова Е.В. Детская мобильность в контексте миграции из Таджикистана // Социологические исследования. 2017а. № 8. С. 73–80. https://doi.org/10.7868/S0132162517080086
  10. Борисова Е.В. “Не стала здороваться – вот что значит ездить в Россию!”: возвращение детей мигрантов как предмет моральных суждений в Таджикистане // Этнографическое обозрение. 2017б. № 3. С. 16–31.
  11. Бредникова О., Кайзер М. Транснационализм и транслокальность (комментарии к терминологии) // Миграция и национальное государство / Под ред. Т. Бараулиной, О. Карпенко. СПб.: ЦНСИ. 2004. С. 133–146.
  12. Бредникова О.Е., Сабирова Г.А. Дети в мигрантских семьях: родительские стратегии в транснациональных контекстах // Антропологический форум. 2015. № 26. С. 127–152.
  13. Варшавер Е.А., Рочева А.Л., Иванова Н.С. Интеграция мигрантов второго поколения в возрасте 18–35 лет в России: результаты исследовательского проекта // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 2 (150). С. С. 318–364. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.2.15
  14. Козловская А.Ю., Козлова А.В. Детская агентность как предмет теоретической дискуссии и практическая проблема (антропологический комментарий) // Антропологический форум. 2020. № 45. С. 11–25. https://doi.org/10.31250/1815–8870–2020–16–45–11–25
  15. Лярская Е.В. “У них же все не как у людей…”: некоторые стереотипные представления педагогов Ямало-Ненецкого округа о тундровиках // Антропологический форум. 2006. № . 5. С. 242–258.
  16. Панова Е.А., Федорова К.С. Иноэтничные дети в петербургской школе: мифы и реальность (по материалам социолингвистического исследования) // Журнал исследований социальной политики. 2006. Т. 4 (1). С. 81–102.
  17. Пешкова В.М. Транснациональное детство. Часть I: постановка вопроса и обзор основных теоретико-методологических подходов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 4. С. 451–467. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.4.1803
  18. Сабирова Г.А. “Возвращение после возвращения”: повторная трудовая миграция в Россию // Этнографическое обозрение. 2017. № 3. С. 63–75.
  19. Сабирова Г.А., Андреева Ю.В. Школьная дружеская компания подростка с миграционной историей // Журнал социологии и социальной антропологии. 2014. Т. 17 (1). С. 170–189.
  20. Bakewell O. Some Reflections on Structure and Agency in Migration Theory // Journal of Ethnic and Migration Studies. 2010. Vol. 36 (10). P. 1689–1708. https://doi.org/ 10.1080/1369183X.2010.489382
  21. Demintseva E. Migrant Schools’ and the “Children of Migrants”: Constructing Boundaries Around and Inside School Space // Race Ethnicity and Education. 2020. Vol. 23 (4). P. 598–612. https://doi.org/10.1080/13613324.2018.1538126
  22. Guo K., Dalli C. Belonging as a Force of Agency: An Exploration of Immigrant Children’s Everyday Life in Early Childhood Settings // Global Studies of Childhood. 2016. Vol. 6 (3). P. 254–267. https://doi.org/10.1177/2043610616665036
  23. Maksutova A. Children of Post-Soviet Transnationalism: Integration Potential of Labour Migrants from Central Asia in Russia. Münster: LIT Verlag, 2019.
  24. Orellana M.F. Responsibilities of Children in Latino Immigrant Homes // New Directions for Youth Development. 2003. Vol. 2003 (100). P. 25–39. https://doi.org/ 10.1002/yd.61
  25. Orellana M.F., Thorne B., Chee A., Lam W.S.E. Transnational Childhoods: The Participation of Children in Processes of Family Migration // Social Problems. 2001. Vol. 48 (4). P. 572–591. https://doi.org/10.1525/sp.2001.48.4.572
  26. Orgocka A. Vulnerable yet Agentic: Independent Child Migrants and Opportunity Structures // New Directions for Child and Adolescent Development. 2012. No. 136. P. 1–11. https://doi.org/10.1002/cad.20007
  27. Portes A., Zhou M. The New Second Generation: Segmented Assimilation and Its Variants // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 1993. Vol. 530 (1). P. 74–96. https://doi.org/10.1177/0002716293530001006
  28. Revis M.A Bourdieusian Perspective on Child Agency in Family Language Policy // International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. 2019. Vol. 22 (2). P. 177–191. https://doi.org/10.1080/13670050.2016.1239691
  29. Thompson A. et al. Re-conceptualising Agency in Migrant Children from Central America and Mexico // Undocumented and Unaccompanied: Children of Migration in the European Union and the United States / Eds. C. Menjívar, K.M. Perreira. L.: Routledge, 2021. P. 39–56.
  30. White A., Ní Laoire C., Tyrrell N., Carpena-Méndez F. Children’s Roles in Transnational Migration // Journal of Ethnic and Migration Studies. 2011. Vol. 37 (8). P. 1159–1170. https://doi.org/10.1080/1369183x.2011.590635

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2024