Современные принципы интервьюирования детей: инклюзия, доверие, агентность

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

На основании обзора литературы систематизированы основные методические принципы интервьюирования детей. Показано, как теоретические подходы изучения детства XX века и современный проект социологии детства сформировали методологические рамки для методических правил и приемов в развитии метода интервью с детьми. Показана связь между теоретическими подходами и развитием методик интервью. Признание интерсекциональности, множественности детства в глобальном мире, с одной стороны, рождает множество уникальных практик полевой работы, с другой – создает почву для выработки общих этических и методических подходов и принципов. Представлена систематизация этих принципов на разных этапах полевой работы: подготовка интервью, проведение и окончание поля. Выделены особенности реализации техник и этоса интервьюирования детей: разработка дружественного ребенку инструментария, информированное согласие родителей и создание доверительных отношений и ребенком и родителями, динамика ситуации интервью, постполевые отношения, правила репрезентации мира детства в научных статьях и политических документах. Вводится понятие методической инклюзии как совокупности обозначенных выше приемов, позволяющий адаптировать метод для изучения социальной группы, в данном случае, детей.

Об авторах

Ольга Борисовна Савинская

НИУ «Высшая школа экономики»

Российская Федерация, Москва

Список литературы

  1. Бардина С.М. «Дети, идиоты и сумасшедшие»: Томас Гоббс и проблемы современной социологии детства // Социология власти. 2019. № 31(1). С.14–29. doi: 10.22394/2074-0492-2019-1-14-29.
  2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Academia-центр, Медиум, 1995.
  3. Бесчасная А.А. Дихотомия «детства — взрослости» в представлениях детей (в контексте социально-экономического положения их родительских семей) // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 1. С. 133–145. doi: 10.17805/zpu.2016.1.10.
  4. Веселкова Н.В., Вандышев М.Н., Прямикова Е.В. Об основных векторах развития метода интервью // Социологические исследования. 2017. № 6. С. 44–56.
  5. Выготский Л.С. Трудные дети. Гл. 26 // Записные книжки. М.: Канон+, 2017. С. 449–523.
  6. Дети и подростки в этносфере крупного российского города. Сб. ст. / Под ред. Е. Омельченко, Е. Лукьяновой. СПб.: Свое изд-во, 2015.
  7. Ерпылева С. Рождаются ли дети социальными акторами? // Антропологический форум. 2019. Т. 42. С. 54–61.
  8. Калабихина И.Е., Кучмаева О.В. Мониторинг участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы // Вопросы статистики. 2013. № 10. C. 29–35.
  9. Кон И.С. Детство как социальный феномен // Журнал исследований социальной политики. 2004. № 2(2). С. 151–174.
  10. Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. М.: Издательский дом ВШЭ, 2020.
  11. Майорова-Щеглова С.Н., Колосова Е.А. Дети и детство как объекты социологических исследований // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 62–69. doi: 10.7868/S0132162518030066.
  12. Майорова-Щеглова С.Н., Кривошеева П.Н. Представления школьников о политической жизни в России: опыт исследования проективными методиками // Народное образование. 2015. № 1452(9). С. 157–162.
  13. Мангейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994.
  14. Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью / Пер. с англ. Т.Н. Федоровской; под ред. С.А. Белановского. М.: Ин-т молодежи, 1991. URL: http:// socioline.ru/pages/rmerton-mfiske-pkendall-fokusirovannoe-intervyu (дата обращения: 22.07.2018).
  15. Митрофанова С.Ю. Реализация принципов участвующего подхода в современной социологии детства // Вектор науки ТГУ. 2016. № 2. С. 132–135.
  16. Никитина ден Бестен О. «Детство» в социальных науках: новые смыслы и новые подходы // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2009. №5. С.8–24.
  17. Оберемко О.А., Терентьева Н.Н. Фокусированное интервью по Роберту Мертону: особенности и критерии эффективности метода // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 6. С. 74–90. doi: 10.14515/monitoring.2018.6.04.
  18. Осорина М. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 6-ое изд. СПб: Питер, 2018.
  19. Савинская О.Б. ИНТЕР-энциклопедия: интервью с детьми // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2023. Т. 15. № 1. С. 95–103. doi: 10.19181/inter.2023.15.1.5.
  20. Савинская О.Б. Социальный порядок детского сада глазами детей: конструирование мира детства через интервью-игру // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 77–85. doi: 10.7868/S013216251803008X.
  21. Солодникова Н.В. Особенности потребительского поведения подростков: социологический анализ // Вестник РГГУ Сер. «Философия. Социология. Искусствоведение». 2020. № 1. С. 105–118. doi: 10.28995/2073-6401-2020-1-105-118.
  22. Сэлф Б., Рязанцев А.П. Как провести интервью во время и после пандемии COVID-19 // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2021. Т. 13(4). С. 9–27. doi: 10.19181/inter.2021.13.4.1.
  23. Томас У.А. Неприспособленная девушка // Личность. Культура. Общество. 2009. Т. XI. Вып. 3. № 50. С. 61–77. URL: https://iphras.ru/uplfile/reznik/sovet/bibl/1/Thomas1.pdf (13.01.2022)
  24. Филипова А.Г., Ракитина Н.Э. Городская доброжелательность к детям: от неравенства к соучаствующему проектированию городской среды (на материалах городов Дальнего Востока). Владивосток: ДВФУ, 2017.
  25. Щеглова С.Н. Как изучать детство? Социологические методы исследования современных детей и современного детства. М.: ЮНПРЕСС, 2000.
  26. Яшина М.Н., Жарикова А.В. Коммуникация в интервью с подростками на сенситивную тематику // Социологические исследования. 2023. № 5. С. 37–46. doi: 10.31857/S013216250023705-8.
  27. Adler EA., Adler E. Peer Power: Preadolescent Culture and Identity. New Brunswick, NJ: Rutgers University Press, 1998.
  28. Ahern E.C., Van Meter F., Lamb M.E. A macro-coding perspective: Interviewer support and child comfort in investigative interviews with young alleged victims of sexual abuse // Children and Youth Services Review. 2018. No. 95(12). P. 361–367. doi: 10.1016/j.childyouth.2018.11.013.
  29. Brubacher S.P., Benson M.S., Powell M.B. et al. An overview of best practice investigative interviewing of child witnesses of sexual assault // Child Sexual Abuse / Ed. by Bryce I., Petherick W. Academic Press, 2020. P. 445–466. doi: 10.1016/B978-0-12-819434-8.00022-2.
  30. Corsaro W.A. The Sociology of Childhood. Thousand Oaks, CA: Pine Forge Press, 1997.
  31. Fontana A., Frey J. The interview: From structured questions to negotiated text // Handbook of qualitative research / Ed by N.K. Denzin, Y.S. Lincoln. Thousand Oaks: Sage Publications, 1994. P. 645–672.
  32. James A. Agency // Handbook of Childhood Studies / Ed by Qvortrup J., Corsaro W., Honig M.S. London: Palgrave MacMillan, 2009. P. 34–45.
  33. James A. Giving voice to children’s voices: Practices and problems, pitfalls and potentials // American Anthropologist. 2007. No. 109(2). P. 261–272. doi: 10.1525/aa.2007.109.2.261.
  34. Johnson H.B. From the Chicago school to the new sociology of children: The sociology of children and childhood in the United States, 1900–1999 // Advances in Life Course Research. 2001. No 6. P. 53–93. doi: 10.1016/S1040-2608(01)80007-1.
  35. Johnston V., Benedan L., Brubacher S., Powell M. The roles of child temperament and interviewer support on children reports of adult wrong DOIng // Personality and Individual Differences. 2021. No. 175(6). doi: 10.1016/j.paid.2021.110732.
  36. Lee J.A. Three Paradigms of Childhood // Canadian Review of Sociology and Anthropology. 1982. No. 19. P. 591–608.
  37. Mavletova A. M., Gavrilov K. A., Tholmogorova T. Gamifying a web survey among adolescents: effects on understanding of risk, risk calculation, and ratio-bias // Journal of Risk Research. 2019. No. 22(12). P. 1532–1545. doi: 10.1080/13669877.2018.1501592.
  38. Morrow V., Richards M. The ethics of social research with children: An overview // Children and Society. 1996. No. 10. P. 90–105.
  39. O’Reilly M., Parker N. DOIng mental health research with children and adolescents. A guide to qualitative methods. Thousand Oaks, CA: Sage, 2014.
  40. Prout A., James A. A new paradigm for the sociology of childhood? Provenance, promise, and problems // Constructing and reconstructing childhood / Ed. by James A., Prout A. Abingdon, UK: Routledge, 2015.
  41. Reason P. Bradbury H. (eds). Handbook of action research: Participative inquiry and practice. London, UK: Sage, 2001.
  42. Savinskaya O. One More Step in Childhood Research Discovering. Review. DOIng Mental Health Research with Children and Adolescents. A Guide to Qualitative Methods. By M.O’Reilly and N. Parker. Sage, 2014. // The Qualitative Report. 2016. No. 21(1). P. 6–-70.
  43. Shaw C.R. The Jack-Roller: A Delinquent Boy’s Own Story, Chicago: University of Chicago Press, 1930.
  44. Thrasher E M. The Gang: A Study of 1,313 Gangs in Chicago. Chicago: University of Chicago Press, 1927.
  45. Wyness M. Childhood, culture and society in a global context Sage: Los Angeles (CA), 2018.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2023