Открытый доступ Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ предоставлен  Доступ закрыт Только для подписчиков

№ 4 (2023)

Обложка

Весь выпуск

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Статьи

Новый традиционализм и религии Южной Азии

Рыжакова С.И.

Аннотация

В истории религий мира, помимо крупных религиозных деноминаций и небольших этноспецифических культов и практик, существует ряд течений, сочетающих локальные и этнические черты с глобальными. Некоторые из этих течений называют традиционалистскими религиями, движением социальной адаптации, архаическим социальным движением, культовым обновлением или возрождением. Речь идет о творческом переосмыслении наследия прошлого, его преобразовании и дополнении, переформатировании, “перевоображении”, включении в широкий современный мировоззренческий контекст. Такие течения оттеняют и дополняют магистральные линии исторического развития других религий, культов и практик, иногда контрастируют с ними, а подчас играют роль катализаторов различных тенденций. Как правило, они сопряжены с формированием этнокультурных идентичностей, размежеванием или, наоборот, укреплением социальных связей - реальных и воображаемых. В настоящем блоке впервые в отечественной этнографии анализируются модели и стратегии формирования и трансформаций “новых старых” религий Востока, прежде всего Южной Азии, уже ставших заметным явлением в социальной, политической и культурной жизни региона. В тематический блок вошли статьи Е.А. Ренковской, С.И. Рыжаковой, Л.А. Стрельцовой, А.А. Бычковой, М.Б. Щербак.
Этнографическое обозрение. 2023;(4):5-22
pages 5-22 views

Возвращение украденного бога: культ Маттар Баном у сора (этнолингвистический анализ)

Ренковская Е.А.

Аннотация

Статья посвящена религии Маттар Баном - культу автохтонной письменности языка сора, созданному в 30-е годы XX в. в штате Орисса (Индия) одновременно с самой письменностью. Новоизобретенная письменность ( соранг-сомпенг ) считается воплощением бога Джаганнатха, который, согласно индуистским представлениям, изначально был богом племени савара (предположительных предков сора), а потом был отнят у них брахманами-ория. Каждый символ письма при этом посвящен определенному божеству традиционного сорского пантеона. В статье рассматриваются социальные предпосылки, условия и цели создания культа, а также история его развития. Стратегии видоизменения культа реконструируются путем этнолингвистического анализа надписей на иконографическом изображении бога-алфавита, религиозных текстов, культовой терминологии. Выдвигается предположение, что в основу Маттар Баном изначально легли распространенные в Ориссе тантрические идеи, а представления о Джаганнатхе и буквах-божествах появились позднее.
Этнографическое обозрение. 2023;(4):23-40
pages 23-40 views

Санамахизм у мейтей: “новая старая” религия Манипура

Рыжакова С.И.

Аннотация

Санамахизм - созданная на основе старых культов в 1930-1940-е годы религия народа мейтей. Изначально санамахизм был провозглашен главной формой выражения этнической идентичности мейтей (мейтейлон) и противопоставлялся индуизму, а саманахистские организации находились в жесткой борьбе с “Брахма-сабхой”. Создатели религии выступали против кастового деления общества и подчеркивали самобытность культуры мейтей. Теология санамахизма основана на интерпретации образа бога Санамахи как главного творческого начала мира и верховного бога. Важнейшая составляющая санамахизма - миф-история, который использует традиционные обрядовые и культовые элементы мейтей, но организует их по-новому. В последнее десятилетие ХХ в. острота противостояния мейтей-индуистов и мейтей-санамахистов снизилась, и в настоящее время даже наблюдаются попытки провозгласить санамахизм некоторой разновидностью “местного индуизма”.
Этнографическое обозрение. 2023;(4):41-65
pages 41-65 views

Религия киратов в Непале: поиски новой этнорелигиозной идентичности

Стрельцова Л.А.

Аннотация

Восточнонепальские народы лимбу, раи, йакха и сунувары входят в широкую этническую общность киранти. Непрерывность их традиционной религиозной культуры (почитание духов и обряды у временных алтарей) обеспечивалась комплексом устных текстов мундхум, хранителями которых выступали шаманы. В ХХ в. в силу социокультурных и политических причин традиционные верования подверглись серьезным изменениям. В начале ХХ в. возникло новое реформаторское учение Сатья Хангма (на яз. лимбу “истинная вера”); ее проповедник Пхальгунанда соединил традиционные верования с индуистскими представлениями, трансформировав догматику и религиозную практику. В конце ХХ в. в Непале начались политические процессы, способствовавшие росту этнорелигиозного самосознания ряда народов, что привело к появлению феномена религии киратов. В переписях населения с 1991 г. появилась графа “религия киратов”.
Этнографическое обозрение. 2023;(4):66-83
pages 66-83 views

Херака: историческая память и новая мифология у нага

Бычкова А.А.

Аннотация

В конце 20-х годов ХХ в. на территории племен нага, расселенных в Северо-Восточной Индии, развернулось религиозно-реформаторское движение, обусловленное рядом политических и экономических причин. За прошедшие почти сто лет это движение претерпело существенные изменения. Возникли новая мифология и новая религия - хе́рака. Герои былых времен не просто сохранились в памяти этноса, они живут своей жизнью и продолжают играть определенные роли на политической арене региона и страны. Мы пытаемся рассмотреть образы реальных людей в процессе эволюции исторической памяти и понять, какое место занимает религия херака в новой официальной мифологии. Нам представляется, что развитие херака связано с противостоянием двух националистических идеологий: идеологии создания независимого христианского государства Нагалим на территории расселения племен нага и идеологии хиндутвы.
Этнографическое обозрение. 2023;(4):84-93
pages 84-93 views

Наваяна Бхимрао Рамджи Амбедкара: буддийский модернизм как инструмент социальных преобразований

Щербак М.Б.

Аннотация

Статья посвящена исследованию феномена наваяны (необуддизма), созданной Бхимрао Рамджи Амбедкаром (1891-1956) в качестве инструмента смены социальной идентичности сообщества махаров. Проблема пережитков кастовой системы в Индии обострилась в период борьбы за независимость. Для построения новой индийской нации необходимо было включить в ее ряды все страты индийского общества, в том числе так наз. неприкасаемых. Наиболее интересным в этой связи нам представляется социальный проект Амбедкара, который опираясь на историю сообщества махаров, с одной стороны, и используя религиозную конверсию - с другой, попытался создать для неприкасаемых новую социальную идентичность. Амбедкар выступал за уничтожение кастовой системы в Индии и рассматривал полный разрыв с индуизмом как единственную возможность для низких каст обрести равные со всеми права. Он считал, что только религиозная конверсия позволит избавиться от бремени неприкасаемости.
Этнографическое обозрение. 2023;(4):94-107
pages 94-107 views

Критическая парадигма для истории антропологии: к характеристикам переносимого знания

Дарнелл Р., Алымов С.С., Арзютов Д.В., Гибсон Д.М., Кек Ф., Кузнецов И.В., Лаззари А., Льюис Х.С., Парезо Н.J.

Аннотация

Настоящая дискуссия фокусируется на обсуждении статьи Регны Дарнелл, представляющей собой дополненный вариант текста программного выступления канадского антрополога на сессии Европейской ассоциации социальных антропологов 2022 г. Указывая на происходящие изменения в сфере гуманитарных и социальных наук, Дарнелл призывает к переосмыслению базовых принципов, на которых долгое время покоилось понимание сущности и задач истории антропологии как научного жанра. Рассматривая роль Джорджа Стокинга, известного историографа антропологии, концепции презентизма и историзма, а также традиции боасовской антропологии начала XX в., Дарнелл размышляет о том, какое направление могли бы принять современные историографические исследования в антропологии. Дарнелл выдвигает на обсуждение понятия “критическая парадигма” и “переносимое знание”. Ее аргументацию обсуждает международный коллектив участников в комментариях, включающих “Презентизм и историзм в историях антропологии в России и Северной Америке” (С.С. Алымов), “После истории антропологии” (Д.В. Арзютов), “О критической парадигме для истории антропологии” (Д.М. Гибсон), “Об изучении истории антропологии в постколониальном межнациональном мире” (Ф. Кек), «Боас и Стокинг в российской антропологии (о “священных коровах”)» (И.В. Кузнецов), “Борьба за признание и параистория” (А. Лаззари), «На полях “критической парадигмы” Регны Дарнелл» (Х.С. Льюис), “Парадигматические основы: что мы подразумеваем под парадигмой?” (Н. Парезо), “О транснациональных историях антропологии” (Г.Л. Рибейро), “История(-и) антропологии: несколько замечаний по поводу рефлексивности” (Н. Ришар), и “Дистанция как проблема историко-антропологического исследования” (С.В. Соколовский).
Этнографическое обозрение. 2023;(4):108-182
pages 108-182 views

О переписывании народов, или деконструкция переписей населения

Тишков В.А.

Аннотация

С позиции социального конструктивизма рассмотрен современный опыт проведения переписей населения в мире, а также итоги переписи 2020-2021 гг. в России. Предлагаются принципы проведения переписей в части фиксации этничности (национальности) и языка, отмечены проблемы с так наз. списком народов России и сделаны предложения по учету этнического состава населения, а также внесены некоторые теоретические новации в понимание феномена этничности.
Этнографическое обозрение. 2023;(4):183-211
pages 183-211 views

Деконструкция переписей населения: комментарии и рассуждения

Бубликов В.В., Варшавер Е.А., Степанов В.В.

Аннотация

В публикации представлено обсуждение статьи В.А. Тишкова “О переписывании народов, или деконструкция переписей населения”, в которой автор с позиции социального конструктивизма рассматривает современный опыт проведения переписей населения в мире, анализирует итоги переписи 2020-2021 гг. в России, а также вносит предложения на предмет принципов учета этнического состава населения и проведения переписей в части фиксации этничности (национальности). Данный ряд проблем находит освещение в комментариях: “Что показывает вопрос о “национальности” в российских переписях?” (В.В. Бубликов), “Перепись через призму конструктивистского подхода к этничности” (Е.А. Варшавер), “Наблюдаемое общество: регистр вместо переписи” (В.В. Степанов).
Этнографическое обозрение. 2023;(4):212-242
pages 212-242 views