Сон и святыня в армянском народном христианстве: предварительные результаты исследований

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Этнографическое, с применением феноменологического подхода исследование снов при сравнении опубликованного материала с полевым выявляет закономерности, связанные с многовековой традицией. Отношение к снам как к информации о будущих событиях в наше время присуще религиозным, но редко посещающим церковь людям. Сновидения о святилищах традиционно классифицируются как истинные, и их указания неукоснительно выполняются. Посредством снов осуществляется общение между сновидцем и персонифицированным святилищем, предписывающим раскапывать определенные места, не прикасаться к священному объекту, совершать паломничества, переносить объект почитания в новое место и т.п. Некоторые сны способствуют нахождению исторических памятников. В Армении есть особые святилища, избавляющие от последствий плохих, часто связанных с образом Тух Манука сновидений. В особых святилищах производится инкубация с целью излечения. Сны в святилище и после его посещения считаются священными и часто свидетельствуют об избавлении от болезни.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Лилит Димитриевна Симонян

Институт Археологии и этнографии НАН Республики Армении; Ереванский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: simonian_lilit@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6618-359X

к. и. н., заведующий архивом, научный сотрудник

Армения, ул. Чаренца 15, Ереван, 0025; ул. Алека Манукяна 1, Ереван, 0025

Список литературы

  1. Гирц K. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004.
  2. Симонян Л. Народный культ Ованнеса Одзунского // Страны и народы Востока. Вып. XXXVI / Ред. И.Ф. Попова, Т.Д. Скрынникова. М.: Восточная литература, 2015. С. 362–377.
  3. Cappozzo V. Editions of the Somniale Danielis in Medieval and Humanist Literary Miscellanies. PhD diss., Department of Italian, IndianaUniversity, Bloomington, 2012.
  4. Dillon M. Pilgrims and Pilgrimage in Ancient Greece. L.։ Psychology Press, 1997.
  5. Jung C.G. Man and His Symbols. N.Y.: Ferguson Publishing, 1964.
  6. Lincoln J.S. The Dream in Native American and Other Primitive Cultures. N.Y.: Dover, 2003.
  7. Ավետիսյան Լ. Մաստարայի սրբատեղիները եւ դրանց հետ կապված ավանդական պատկերացումները // Էջմիածին. 2016. №6. Էջ 121–130.
  8. Հարությունյան Ս. Սուրբ Սարգիսը ժողովրդական բանավոր ավանդության մեջ // Սուրբ Սարգիս (գիտաժողովի նյութեր) / խմբ. Ս. Հարությունյան, Ա. Քալանթարյան. Երևան: Գիտություն, 2002. Էջ 24–42.
  9. Մարության Հ. “Տան սուրբ” երևույթը. ակունքների հարցը և մերօրյա դրսևորումները // Հայոց սրբերը և սրբավայրերը / խմբ. Ս. Հարությունյան, Ա. Քալանթարյան. Երևան: Հայաստան, 2001. Էջ 337–346.
  10. Սահակյան Կ., Հովհաննիսյան Ռ., Հովսեփյան Ա. Աստվածահայտնությունը երազներում // Հայոց սրբերը և սրբավայրերը / խմբ. Ս. Հարությունյան, Ա. Քալանթարյան. Երևան: Հայաստան, 2001. Էջ 139–144.
  11. Սիմոնյան Լ. Ս. Գրիգոր Նարեկացու ժողովրդական պաշտամունքը // Հայ աստվածաբան. 2013. գ. Ե. էջ 178–198.
  12. Սիմոնյան Լ. Սուրբ Հակոբ Մծբնա հայրապետի հիշատակը հայոց մեջ. Երևան: ՎՄՎ-ՊՐԻՆՏ, 2022.
  13. Սիմոնյան Լ., Հակոբյան Հ. Տեր Հուսկան որդի Ս. Ստեփանոս. Երևան: Արտագերս, 2020.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Предмет, найденный во время несанкционированных раскопок в с. Солак. Ныне хранится в народном святилище Тух Манук того же села. Фото автора

Скачать (12MB)
3. Рис. 2. Кровать для инкубации в святилище Тертроч Аветаран в с. Арцванист. Фото автора


© Российская академия наук, 2024