Сон и святыня в армянском народном христианстве: предварительные результаты исследований
- Авторы: Симонян Л.Д.1,2
-
Учреждения:
- Институт Археологии и этнографии НАН Республики Армении
- Ереванский государственный университет
- Выпуск: № 1 (2024)
- Страницы: 93-114
- Раздел: Народное христианство Армении
- URL: https://cijournal.ru/0869-5415/article/view/672580
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0869541524010056
- EDN: https://elibrary.ru/YGPHAM
- ID: 672580
Цитировать
Аннотация
Этнографическое, с применением феноменологического подхода исследование снов при сравнении опубликованного материала с полевым выявляет закономерности, связанные с многовековой традицией. Отношение к снам как к информации о будущих событиях в наше время присуще религиозным, но редко посещающим церковь людям. Сновидения о святилищах традиционно классифицируются как истинные, и их указания неукоснительно выполняются. Посредством снов осуществляется общение между сновидцем и персонифицированным святилищем, предписывающим раскапывать определенные места, не прикасаться к священному объекту, совершать паломничества, переносить объект почитания в новое место и т.п. Некоторые сны способствуют нахождению исторических памятников. В Армении есть особые святилища, избавляющие от последствий плохих, часто связанных с образом Тух Манука сновидений. В особых святилищах производится инкубация с целью излечения. Сны в святилище и после его посещения считаются священными и часто свидетельствуют об избавлении от болезни.
Полный текст

Об авторах
Лилит Димитриевна Симонян
Институт Археологии и этнографии НАН Республики Армении; Ереванский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: simonian_lilit@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6618-359X
к. и. н., заведующий архивом, научный сотрудник
Армения, ул. Чаренца 15, Ереван, 0025; ул. Алека Манукяна 1, Ереван, 0025Список литературы
- Гирц K. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004.
- Симонян Л. Народный культ Ованнеса Одзунского // Страны и народы Востока. Вып. XXXVI / Ред. И.Ф. Попова, Т.Д. Скрынникова. М.: Восточная литература, 2015. С. 362–377.
- Cappozzo V. Editions of the Somniale Danielis in Medieval and Humanist Literary Miscellanies. PhD diss., Department of Italian, IndianaUniversity, Bloomington, 2012.
- Dillon M. Pilgrims and Pilgrimage in Ancient Greece. L.։ Psychology Press, 1997.
- Jung C.G. Man and His Symbols. N.Y.: Ferguson Publishing, 1964.
- Lincoln J.S. The Dream in Native American and Other Primitive Cultures. N.Y.: Dover, 2003.
- Ավետիսյան Լ. Մաստարայի սրբատեղիները եւ դրանց հետ կապված ավանդական պատկերացումները // Էջմիածին. 2016. №6. Էջ 121–130.
- Հարությունյան Ս. Սուրբ Սարգիսը ժողովրդական բանավոր ավանդության մեջ // Սուրբ Սարգիս (գիտաժողովի նյութեր) / խմբ. Ս. Հարությունյան, Ա. Քալանթարյան. Երևան: Գիտություն, 2002. Էջ 24–42.
- Մարության Հ. “Տան սուրբ” երևույթը. ակունքների հարցը և մերօրյա դրսևորումները // Հայոց սրբերը և սրբավայրերը / խմբ. Ս. Հարությունյան, Ա. Քալանթարյան. Երևան: Հայաստան, 2001. Էջ 337–346.
- Սահակյան Կ., Հովհաննիսյան Ռ., Հովսեփյան Ա. Աստվածահայտնությունը երազներում // Հայոց սրբերը և սրբավայրերը / խմբ. Ս. Հարությունյան, Ա. Քալանթարյան. Երևան: Հայաստան, 2001. Էջ 139–144.
- Սիմոնյան Լ. Ս. Գրիգոր Նարեկացու ժողովրդական պաշտամունքը // Հայ աստվածաբան. 2013. գ. Ե. էջ 178–198.
- Սիմոնյան Լ. Սուրբ Հակոբ Մծբնա հայրապետի հիշատակը հայոց մեջ. Երևան: ՎՄՎ-ՊՐԻՆՏ, 2022.
- Սիմոնյան Լ., Հակոբյան Հ. Տեր Հուսկան որդի Ս. Ստեփանոս. Երևան: Արտագերս, 2020.
Дополнительные файлы
