Проживаемая религия почитателей сельских сурбов в Армении
- Авторы: Крюкова Н.В.1
-
Учреждения:
- Институт этнологии и антропологии РАН
- Выпуск: № 1 (2024)
- Страницы: 77-92
- Раздел: Народное христианство Армении
- URL: https://cijournal.ru/0869-5415/article/view/672578
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0869541524010041
- EDN: https://elibrary.ru/YHBSLL
- ID: 672578
Цитировать
Аннотация
В статье на основе подходов проживаемой религии (lived religion) анализируются представления и практики почитателей сельских сурбов в Армении. Сурб означает “святой”, “священный”, “божественный”, это святой и место почитания. Сурбом может быть книга, хачкар, церковь, дерево, изображение и т.д. – любой объект, считающийся святым. Для повседневной религии почитателей сельских сурбов характерны особые взаимоотношения верующих со священным и божественной силой святых. Люди воспринимают силу сурба как реальную и эффективную и испытывают на себе ее влияние каждый день. Ритуальные практики в святилищах рассматриваются как способ воздействия на божественную силу для удовлетворения определенных потребностей и выполнения некоторых задач. Верующим также важен физический контакт со святыней. Представления и практики почитателей сельских святынь не одобряются Армянской апостольской церковью. В Армении наряду с официальной канонической существует вернакулярная устная религиозная традиция.
Ключевые слова
Полный текст

Об авторах
Наталья Владиславовна Крюкова
Институт этнологии и антропологии РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: nkryu@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-5247-1822
младший научный сотрудник отдела Кавказа
Россия, Ленинский пр. 32а, Москва, 119991Список литературы
- Багдасарян А.А. Почитание святых мест у армян Нагорного Карабаха в конце XX – начале XXI в. // Этнографическое обозрение. 2015. № 3. С. 60–77.
- Бурдье П. Практический смысл / Отв. ред. пер. и послесл. Н.А. Шматко. СПб.: Алетейя, 2001.
- Геворкян А. Армянские миниатюристы. Библиография IX–XIX вв. Ереван: Матенадаран, 1998 (на арм. яз.).
- Серто М. де. Изобретение повседневности. 1. Искусство делать / Пер. с фр. Д. Калугина, Н. Мовниной. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2013.
- Ammerman N.T. Introduction: Observing Modern Religious Lives // Everyday Religion: Observing Modern Religious Lives / Ed. N.T. Ammerman. Oxford: Oxford University Press, 2007. Р. 3–18.
- Ammerman N.T. Studying Lived Religion: Contexts and Practices. N.Y.: NYU Press, 2021.
- Asad T. Genealogies of Religion: Discipline and Reasons of Power in Christianity and Islam. Baltimore: John Hopkins University Press, 1993.
- Hall D.D. (ed.) Lived Religion in America: Towards a History of Practice. Princeton: Princeton University Press, 1997.
- McGuire M.B. Lived Religion: Faith and Practice in Everyday Life. Oxford: Oxford University Press, 2008.
- Morgan D. The Material Culture of Lived Religion: Visuality and Embodiment // Mind and Matter: Selected Papers of Nordic Conference / Ed. J. Vakkari. L.: Phil-Papers, 2009. P. 14–31.
- Orsi R.A. The Madonna of the 115th Street: Faith and Community in Italian Harlem, 1880– 1950. New Haven: Yale University Press, 1985.
- Orsi R.A. Introduction to the Second Edition // The Madonna of the 115th Street: Faith and Community in Italian Harlem, 1880–1950 / Ed. R.A. Orsi. New Haven: Yale University Press, 2010. P. ix–xxxviii.
- Siekierski K. Gospel Books as Sacred Objects: The Veneration of Religious Manuscripts in Armenian Christianity // Inspiration of God: The One-and-a-Half Millenia of the Armenian Bible and Religious Practice / Eds. B. Kovács, V. Tachjian. Budapest; Leipzig: L’Harmattan; Leipziger Unversitatsverlag, 2021. P. 68–75.
Дополнительные файлы
