Покупая и продавая на Балканах: кейс Косово

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В исследовании в парадигме антропологии анализируется трансформация торговых отношений, торговых сделок, включенности мужчин и женщин разных возрастов, представителей различных этнических групп, конфессий и страт общества в круговорот товаров и услуг на территории Косово/Косово и Метохии на рубеже ХХ–XXI вв. Из тихой “провинции” Османской империи, королевской Югославии и СФРЮ историческая область превратилась в передовой край противостояния как балканских элит, так и международных сил. Оставляя по возможности в стороне многовекторную дискуссию относительно статуса территории/края/государства, автор фокусируется на социальных и культурных аспектах торговли – вида деятельности и сферы экономики, которые напрямую и остро затрагивают всех без исключения жителей региона: албанцев, сербов, турок, горан или цыган; мусульман или христиан; людей богатых, бедных или среднего достатка. Растущий во всем мире (как в бизнес-сообществе, так и среди профессиональных исследователей культуры и общества) интерес к корпоративной антропологии обусловлен значением этнического фактора для стратегии развития отдельных государств и глобальной экономики вообще, что предполагает сбор эмпирики и попытку оценить риски ведения хозяйственных, торговых, научных и иных проектов, напрямую затрагивающих жизнь людей и влияющих на их социальное самочувствие.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Александр Александрович Новик

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: njual@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1123-1109

к. и. н., заведующий центром европейских исследований, ведущий научный сотрудник

Россия, Университетская наб. 3, Санкт-Петербург, 199034

Список литературы

  1. Димитриевич Д. Косово: современная модель государства с ограниченным суверенитетом // Этнографическое обозрение. 2021. № 2. С. 9–24.
  2. Иванова Ю.В. Албанцы и их соседи. М.: Наука, 2006.
  3. Костенко В.В., Новик А.А. Отношение к соседям другой расы: кейсы Албании и Косово // Этнография. 2019. № 2 (4). С. 100–127. https://doi.org/10.31250/2618–8600–2019–2(4)-100–127
  4. Мартынова М.Ю. Балканский кризис: народы и политика. М.: Старый сад, 1998.
  5. Новик А.А. От платка к хиджабу: головные уборы албанок-мусульманок в ХХ – начале XXI в. // Вестник антропологии. 2022. № 4. C. 101–122. https://doi.org/10.33876/2311–0546/2022–4/101–122
  6. Новик А.А. Базар и дюкян, ярмарка и маркет: эволюция торговли в Албании в начале XXI в. // Вестник антропологии. 2023а. № 3. C. 121–143. https://doi.org/10.33876/2311–0546/2023–3/121–143
  7. Новик А.А. Серебряная филигрань и еврейская традиция в Албании, Косово и Северной Македонии на рубеже ХХ–XXI вв. // Ювелирное искусство и материальная культура. Сборник статей. Вып. 7 / Сост. И.В. Поскачева при уч. В.В. Киджи, Н.В. Царева. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2023б. С. 379–386.
  8. Тодоров Н. Балканский город XV–XIX веков. Социально-экономическое и демографическое развитие / Пер. с болг. Г.К. Венедиктова; отв. ред. и авт. предисл. В.Д. Конобеев. М.: Наука, 1976.
  9. Antrosio J., Han S. The Editors’ Note: Trade, Trading, and Inequality // Open Anthropology. A Journal of American Anthropological Association. 2019. Vol. 7. No. 3. https://www.americananthro.org/StayInformed/OAArticleDetail.aspx? ItemNumber=25346.
  10. Baumol W.J., Litan R.E., Schramm C.J. Good Capitalism, Bad Capitalism, and the Economics of Growth and Prosperity. Yale: Yale University Press, 2009.
  11. Benson J., Ugolini L. (eds.) Cultures of Selling: Perspectives on Consumption and Society since 1700. L.: Routledge, 2006.
  12. Braudel F. Civilisation matérielle, économie et capitalisme, XVe–XVIIIe siècle. 3 tomes. Paris: Armand Colin, 1979.
  13. Braun D., Kramer J. The Corporate Tribe: Organizational Lessons from Anthropology. L.: Routledge, 2019.
  14. Brøgger B. Economic Anthropology, Trade and Innovation // Social Anthropology. 2009. Vol. 17. No. 3. P. 318–333. https://doi.org/10.1111/j.1469–8676.2009.00072.x
  15. Dugushina A., Novik A. Christian Shrines as a Space of Ethnic and Religious Interrelations: Two Cases in Kosovo and Albania // Pilgrimage in the Christian Balkan World: The Path to Touch the Sacred and Holy / Ed.D. Dragnea et al. Turnhout: Brepols, 2023. P. 49–67. https://doi.org/10.1484/M.STR-EB.5.132399
  16. Fukuyama F. The End of History and the Last Man. N.Y.: The Free Press, 1992.
  17. Geertz C. Bazaar Economy: Information and Search in Peasant Marketing // American Economic Review. 1978. No. 68 (2). P. 28–32.
  18. Gjeçovi S., Fox L. (red.) Kanuni i Lekë Dukagjinit. N.Y.: Gjonlekaj Pub. Co., 1989.
  19. Gjergji A. Mënyra e jetesës në shekujt XIII–XX. Përmbledje studimesh. Tiranë: KOTTI, 2002.
  20. Glenny M. The Balkans: Nationalism, War & the Great Powers, 1804–1999. L.: Penguin Books, 2001.
  21. Gudeman S. Economy’s Tension: The Dialectics of Community and Market. N.Y.: Berghahn Books, 2008.
  22. Jonas H., Linsbauer W., Marx V. Die Produktivkräfte in der Geschichte. Bd. 1, Von den Anfängen in der Urgemeinschaft bis zum Beginn der industriellen Revolution. Berlin: Dietz, 1969.
  23. Kreševljaković H. Esnafi i Obrti u Bosni i Hercegovini (1463–1878) // Zbornik za narodni život i običae južnih Slavena. Knj. XXX. Sves. I. Zagreb: Jugoslavenska akademija znanosti i umjetnosti, 1935.
  24. Kreševljaković H. Esnafi i obrti u starom Sarajevu. Sarajevo: Narodna prosvjeta, 1958.
  25. Malinowski B. Argonauts of the Western Pacific. L.: Routledge, 2014 [1922].
  26. Mauss M. Essai sur le don. Forme et raison de l’échange dans les sociétés archaïques // L’Année Sociologique. 1ère Année, 1923–1924. P. 30–186.
  27. McCormick M. Origins of the European Economy: Communications and Commerce AD 300–900. Cambridge: Cambridge University Press, 2002.
  28. Nadin L. Statutet e Shkodrës / Përktheu P. Xhufi, V. Lisi. Tiranë: Onufri, 2002.
  29. Novik A. Rite of Male Circumcision among the Muslim Population in the Western Balkans // Folklore. Electronic Journal of Folklore. 2020. Vol. 80. P. 151–168. https://doi.org/10.7592/FEJF2020.80.novik
  30. Pulaha S. Popullsia shqiptare gjatë shekujve XV–XVI: studime dhe dokumente. Tiranë: Akademia e Shkencave e RPS të Shqipërisë; Instituti i Historisë, 1984.
  31. Shkodra Z. Esnafet shqiptare (Shek. XV–XX). Tiranë: Akademia e Shkencave e R. P. të Shqipërisë; Instituti i Historisë, 1973.
  32. Statovci D. Zhvillimi historik i zejtarisë dhe rëndësia e saj bashkëkohore për strukturën ekonomiko-shoqërore të KSA të Kosovës. Prishtinë: Instituti Albanologjik i Prishtinës, 1982.
  33. Tirta M. Etnologjia e shqiptarëve. Tiranë: GEER, 2006.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Чаршия. Косово, г. Печ (Пейя). Август 2022 г. Фото автора

Скачать (51KB)
3. Рис. 2. Уличная торговля. Косово, г. Печ (Пейя). Август 2008 г. Фото автора

Скачать (41KB)
4. Рис. 3. В торговом центре “Toptani”. Албания, г. Тирана. Сентябрь 2023 г. Фото автора

Скачать (35KB)
5. Рис. 4. “Купи меня – я тебя вознагражу” (алб. Më blej – të shpërblej). Соки местного производства на прилавке сетевого магазина. Косово, г. Приштина. Август 2022 г. Фото автора.

Скачать (40KB)

© Российская академия наук, 2024