


№ 3 (2024)
К 50‑ЛЕТИЮ СОЦИСА
Исследовательская проблема как ключевой аспект научных публикаций в социологическом журнале
Аннотация
Статья посвящена одному из центральных вопросов академического письма – формулированию исследовательской проблемы в статье для социологического журнала. Он включает все этапы предисследовательской практики: поиск темы, обзор литературы, фиксацию проблемной ситуации, формулирование исследовательской проблемы и исследовательских вопросов. Рассуждения строятся на практике работы с текстами, поступающими в редакцию журнала «Социологические исследования» (СоцИс). Приводятся примеры различных аспектов процесса конструирования теоретической проблемы. Работа направлена, в частности, на повышение культуры написания академического текста. Она представляет интерес для потенциальных авторов социологических журналов и для преподавателей социологии, кто сталкивается с академическим письмом квалификационного характера (квалификационные работы, диссертационное исследование).



К 150‑ЛЕТИЮ Н.А. БЕРДЯЕВА
Н.А. Бердяев: штрихи к портрету социального философа
Аннотация
В статье исследуются социально-философские и социологические воззрения Н. А. Бердяева. Автор опирается на публикации историка русской социологии В. В. Сапова, но в то же время полемизирует с ним на предмет характера мышления Бердяева, способа его философствования, социологичности методологии, а также оценки его так называемой апофатической социологии. Автор показывает, что социальная философия Бердяева основывается на учении о человеке (философской антропологии), ядром которого является религиозно-философская концепция личности (персонализм). Проводятся параллели со взглядами Вл. Соловьёва, С. Н. Булгакова, С. Л. Франка, М. Шелера. Раскрывается идейно-ценностный смысл «христианской социологии» Бердяева: в ее основу положен идеал «персоналистического социализма», который он рассматривал как «истинный коммунизм». Венчает ее эсхатология, призывающая к «активному пониманию апокалипсиса». В заключение автор подчеркивает актуальность взглядов Бердяева сегодня – в эпоху господства социальных технологий, машинной цифровой техники и упадка душевно-духовных потенций человека.



СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ
Мотивация и проблема продуктивности научной деятельности российских ученых
Аннотация
В статье рассматривается связь сложившейся структуры мотивации с показателями продуктивности в научной деятельности. Выявлена иерархия мотивов научно-исследовательской деятельности и уровень их реализации в работе, определено ядро мотивации, раскрывается ее факторная структура. В качестве информационной базы исследования использовались данные онлайн-опроса российских ученых (N = 551), проведенного во второй половине 2022 г. Определено, что из двух главных мотивов научной деятельности: получение удовольствия от содержания работы и самостоятельность в работе, бо́льшим потенциалом продуктивности обладает мотив самостоятельности в работе. Из числа возможных объективных факторов влияния на структуру мотивации наибольшее дифференцирующее воздействие оказывают различия в ученой степени, отрасль и тип организации, в которой заняты ученые. Обосновывается, что ни главные мотивы, ни ядро мотивации, ни корреляционные синдромы мотивов (факторы) сами по себе не являются самостоятельными триггерами роста продуктивности. Все они опосредованы характеристиками статусной принадлежности и занятости. Только определенные группы мотивов, связанные с ценностями познания как такового, во взаимосвязи со статусными характеристиками способны стать действенной побудительной силой научного творчества и высокой продуктивности.



Рынок академических текстов в России (по данным экспертного опроса)
Аннотация
В России существует неформальный рынок, на котором осуществляется купля-продажа академических текстов – от студенческих квалификационных работ до научных статей и диссертаций. Хотя его существование противоречит формальным нормам и ценностям научного сообщества, он устойчиво функционирует. Авторы анализируют сложившиеся практики написания на заказ академических текстов (с акцентом на изучение социального поведения исполнителей заказов) как часть специфического организационного поля, своеобразного рынка. Исследование основано на полуструктурированных интервью с шестью так называемыми скрипторами (или гострайтерами – «писателями-призраками») и с четырьмя экспертами, представляющими НКО в сфере науки и высшего образования. Деструктивное предпринимательство в сфере высшего образования и науки характеризуется как сложная система, акторами которой выступают не только неформально «самозанятые» скрипторы, но и формальные организации, обеспечивающие контакт между заказчиками и исполнителями академических работ. Устойчивость рынка квазинаучных текстов в России связана на макроуровне с высоким спросом на высшее образование и на научную степень как на статусный атрибут, а также с существенным предложением со стороны научно-педагогических работников, компенсирующих неформальным деструктивным предпринимательством ограниченность возможностей для легального академического предпринимательства. На мезоуровне институциональными условиями являются ригидность российских вузов, продолжающих оставаться сугубо учебными заведениями, где легальное академическое предпринимательство инновационного типа может развиваться лишь в ограниченном масштабе, и низкие заработные платы научно-педагогических работников. На микроуровне стимулом стала попытка насаждения публикационной активности как главного критерия академической успешности в условиях, когда значительная часть работников вузов воспринимают себя как преподавателей, а не исследователей, и не стремятся (или не имеют возможности) изменить такое положение.



СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА
Традиционные российские ценности и социальные практики: опыт эмпирической проверки
Аннотация
В последние годы в России происходит поворот, нашедший отражение в 2022 г. в «Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Автором оценивается реальный уровень выраженности некоторых «традиционных ценностей» в современном российском обществе. Для этого использованы данные федерального статистического наблюдения, ведомственная статистика, материалы репрезентативных опросов 1990– 2020-х гг. ведущих российских социологических организаций, результаты международных обследований. Ни один из показателей не характеризует ценности в полной мере, поэтому оценивалась согласованная динамика групп показателей. Анализ показал, что все «индивидуальные» (направленные на развитие личности) духовно-нравственные ценности, указанные в «Основах государственной политики…», фиксируются объективно, некоторые из них действительно широко распространены и усиливаются со временем. Наиболее позитивные тенденции отмечены в реализации ценностей жизни, а также гуманизма и милосердия. Более противоречива ситуация с такими ценностями, как достоинство, права и свободы человека, высокие нравственные идеалы, приоритет духовного над материальным, справедливость.



Виды капиталов в поле «серебряного волонтерства»
Аннотация
На материалах интервью рассматриваются особенности социального капитала пожилых волонтеров в рамках подхода П. Бурдье: показаны неравенство ресурсов и способы конвертации различных видов капитала в поле серебряного волонтерства. Исследование позволяет увидеть проблему формирования социального капитала пожилыми добровольцами через динамические взаимодействия, сложную работу по созданию солидарности и переопределению себя. Показано, что, находясь в авангарде политики активного долголетия и в поле зрения третьего сектора, движение серебряных волонтеров вносит вклад в реализацию неолиберального проекта здорового образа жизни пожилых людей. Идея серебряного волонтерства инклюзивна – пожилые люди получают возможность участвовать в общественной жизни, развиваться, ощущать свою нужность. Реальные практики реализации этой идеи богаты примерами раскрытия человеческого потенциала, создания сплоченных сообществ, воплощения ярких и важных задумок не только прямой социальной помощи, но и социальных изменений. Опыт волонтерства становится инструментом повышения конкурентоспособности в поле с неравным распределением ресурсов.



Распространенность опыта бездомности среди россиян (оценка на основе ретроспективного опроса)
Аннотация
На основе базы данных репрезентативного обследования «Человек, семья, общество – 2023» (N = 9508 человек) выявлено, что в течение жизни 4,6% взрослого населения России имели опыт уличной бездомности. Со скрытой бездомностью сталкивались 13,5% россиян. Стаж бездомности более 1 года в течение жизни был у 4,8% опрошенных, в том числе 2,5% имели стаж более 3 лет. Уличная бездомность имеет преимущественно мужское лицо, в то время как скрытая бездомность высока и среди женщин. Частое потребление крепкого алкоголя значимо повышает вероятность опыта уличной бездомности. Такие характеристики респондентов как мужской пол, низкий среднедушевой доход, курение повышают вероятность наличия опыта бездомности за последние 10 лет, в то время как брак, высшее образование, наличие детей до 18 лет ее снижают. Распространенность опыта бездомности не дифференцирована между федеральными округами, городской и сельской местностью. У имевших в прошлом опыт бездомности в настоящем чаще сохраняется нестабильная жилищная ситуа- ция, они чаще живут в коммунальных квартирах или в общежитиях, в съемном жилье. Опыт бездомности связан с отсутствием жилья в собственности человека или его семьи. Он также тесно связан с ощущением одиночества, конфликтами в семье, неудовлетворенностью жизнью. По сравнению с рядом западных стран в России выше доля населения, имевшего опыт бездомности в течение жизни, и дольше средний срок нахождения в таких ситуациях.



СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Потенциал развития научно-педагогических работников: социологический ракурс
Аннотация
В статье рассматриваются основные количественные и качественные характеристики вузовской социальной общности научно-педагогических работников (НПР) и пути развития этой категории специалистов интеллектуального труда. Доказывается, что дальнейшее совершенствование высшего образования в стране невозможно без активного участия НПР. Рассматриваются перспективы развития этой общности. Выделяются многоуровневые факторы влияния на НПР, связанные с действиями четырех социальных субъектов: администрации президента (уровень мегафакторов), Министерства науки и высшего образования РФ (уровень макрофакторов), органов региональной власти и местного самоуправления (уровень мезофакторов), университетского управления (уровень микрофакторов). Все рассматриваемые решения регуляторов разных уровней имеют, по мнению автора, стратегическое значение для развития потенциала НПР.



Основные факторы агентности школьников: эмпирический анализ
Аннотация
Статья посвящена вопросам агентности школьников, понимаемой как способность принимать решения и эффективно действовать в общественной и личной жизни, поддерживая или трансформируя социальную среду. Фокус исследования направлен на рассмотрение взаимосвязей между уровнем агентности школьников и факторами семейного окружения, с академической успеваемостью и участием в дополнительном образовании. Данные получены в результате опросов 4 603 обучающихся с 4 по 8 класс общеобразовательных школ г. Ярославля, а также опроса 1910 родителей, дети которых посещают организации дополнительного образования, в рамках Мониторинга экономики образования, из восьми федеральных округов Российской Федерации в 2022 г. Уровень агентности оценивался с помощью методологии, учитывающей активность ребенка в разных сферах (например, семья, отношения со сверстниками). Установлено, что социально-экономический статус семьи, прежде всего уровень образования родителей, слабо связан с уровнем агентности, тогда как более старший возраст и более высокая успеваемость школьников демонстрируют несколько более сильную положительную взаимосвязь. Выявлена сильная положительная взаимосвязь между уровнем агентности школьников и их участием в дополнительном образовании. Наиболее ярко она выражена для занятий, проходящих в специализированных организациях за пределами школы. Наиболее сильную взаимосвязь с уровнем агентности демонстрируют занятия спортом, искусством, общественной деятельностью, техникой и ремеслами.



КАФЕДРА. КОНСУЛЬТАЦИИ
В.М. Бехтерев и П.А. Сорокин: научный союз во имя социологии
Аннотация
В статье представлена история сотрудничества В. М. Бехтерева и П. А. Сорокина. Обсуждение вклада П. А. Сорокина в становление социологии как науки в России – тема множества отечественных и зарубежных публикаций, тогда как реальное участие В. М. Бехтерева в этом процессе и его социологические воззрения до сих пор не рассматривались. Большинству отечественных социологов известно только, что В. М. Бехтереву удалось открыть первую в России кафедру социологии в составе Психоневрологического института, где молодой П. А. Сорокин совершал первые шаги в науку, которая в дальнейшем оказалась неразрывно связанной с его именем и его научными трудами. Многие актуальные и острые проблемы и явления, такие как голод, война, эпидемии, преступность, которые В. М. Бехтерев разрабатывал как психиатр и физиолог, П. А. Сорокин подверг комплексному социологическому анализу.



СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА
Человек и общество сквозь призму искусственного интеллекта
Аннотация
Современные далеко несовершенные технологии искусственного интеллекта (ИИ), включая популярные нейросети, рассматриваются в качестве катализатора переосмысления потенциала человека и общества. Приводятся оценки, характеризующие опасения и страхи от возможного использования ИИ, а также парадоксы, проявляющиеся в трудовой занятости, межличностных отношениях и в управленческой сфере с учетом прогнозов широкого внедрения ИИ. Ключевое внимание в статье уделяется проблемам, касающимся неготовности социума конструктивно адаптировать релевантные идеи для качественных преобразований с учетом имеющегося отрицательного опыта. Рассматривается развитие антропоморфных технологий ИИ в актуализации темы выхода человечества за рамки меркантильных целей и смыслов своего существования, в том числе с опорой на отечественные идейно-научные традиции.



НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Социологическое образование в России



Образование и профессиональная реализация



Кадровые проблемы современного высшего образования



Новые векторы развития науки и высшего образования в XXI веке



РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД НОВОЙ КНИГОЙ
В поисках нового среднего класса: критический взгляд на концепцию общества сингулярностей Андреаса Реквица
Аннотация
В статье рассматривается концепция «общества сингулярностей» Андреаса Реквица. Согласно немецкому социологу, в постиндустриальном обществе позднего модерна «логика общего» уступает «логике индивидуального» – сингулярного: наибольшую ценность имеют не массовые товары и услуги, а те, что обладают неповторимой культурной и символической ценностью. По убеждению Реквица, триумф сингулярного спровоцировал кризис либеральной демократии и веры в прогресс. Преуспевшие в «сингулярную» эпоху представители высокообразованного «нового среднего класса» больше всего ценят творческий индивидуализм, стремятся к самореа- лизации, открытости и культурному разнообразию, что хорошо сочеталось с неолиберализмом и глобализацией, которые, в свою очередь, способствовали росту социально-экономического неравенства и нарастанию культурных противоречий. Соответственно, Реквиц стремится указать на проблему чрезмерной «партикуляризации» общества и утраты «общего». Тем не менее есть основания считать, что сам Реквиц недооценивает проблемы, о которых пишет, и переоценивает положительные стороны «сингуляризации». В статье показано, что представления Реквица об «обществе индивидуальностей», «новом среднем классе» и меритократическом характере новых элит крайне спорны. В наиболее «сингулярных» (креативных, связанных с индивидуальным творчеством) областях деятельности средний класс крайне малочислен, а в современных западных странах доминирующую культурную и политическую позицию занимают не умнейшие меритократы, а те, кто способен привлекать внимание самых широких масс и соответствовать их чаяниям.


