


№ 9 (2024)
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Неравенство в российском обществе в монетарном и немонетарном измерении: динамика последнего десятилетия
Аннотация
В статье на данных РМЭЗ НИУ ВШЭ рассматривается динамика монетарного и немонетарного неравенств в российском обществе в последнее десятилетие через призму построенных на их основании моделей социальной стратификации. Показано, что монетарное и немонетарное неравенства во многом совпадают по своей конфигурации и характеризуются схожей динамикой. Сегодня российское общество представляет собой общество доминирующих по численности средних слоев как по доходам, так и по качеству жизни, и характеризуется дальнейшей динамикой «выравнивания по медиане» в массовых слоях населения. На микроуровне положение индивида в иерархии по доходам не всегда совпадает с соответствующим положением в иерархии по качеству жизни. Высокие или низкие доходы влияют на вероятность иметь те или иные возможности или риски, но не задают жестко соответствующее положение в иерархии немонетарных неравенств. Более того, однородность современного российского общества по качеству жизни оказывается даже выше, чем по доходам – это означает, что те или иные жизненные обстоятельства нивелируют разницу доходов, приводя к схожему положению людей с разным их уровнем. Полученные результаты демонстрируют нетривиальность задачи по снижению неравенства.



Удовлетворенность россиян разными аспектами жизни: десятилетний тренд на фоне социально-экономических кризисов
Аннотация
На материалах десятилетнего общероссийского мониторинга Института социологии ФНИСЦ РАН анализируется важнейшая часть субъективного благополучия россиян – их удовлетворенность разными аспектами своей жизни. Особое внимание уделено изменениям, связанным с такими событиями, как «Крымская весна», пандемия коронавируса и спецоперация на Украине. Каждое из них в той или иной мере отразилось на удовлетворенности россиян разными аспектами жизни, однако, кризис, начавшийся в 2022 г., обладает рядом уникальных черт. Хотя противостояние с «коллективным Западом» вошло с этого года в фазу обострения, связанный с ним социально-экономический кризис переживается россиянами намного легче, чем аналогичный кризис 2014–2016 гг. Динамика показателей в 2022–2024 гг. демонстрирует качественно новое явление – отсутствие затяжных спадов. Резкий «всплеск» эмоционального негатива в начале 2022 г. был быстро преодолен, российское общество консолидировалось, чему способствовали общие позитивные изменения в разных сферах жизни за последнее десятилетие. В первую очередь это касается характеристик уровня жизни россиян. Заметное повышение удовлетворенности наблюдается в сферах, связанных в большей степени с усилиями самих граждан; менее оптимистичная картина складывается относительно тех аспектов, которые сильнее зависят от государства.



Эмоции россиян в 2014–2024 гг.
Аннотация
В статье анализируются результаты всероссийских опросов Левада-Центра* 2014–2024 гг. об эмоциях, переживаемых россиянами лично и наблюдаемых у окружающих людей. Построена иерархия переживаемых эмоций, рассматривается динамика средних значений индексов позитивных и негативных эмоций. Изменения отдельных эмоций оценены методом регрессионного анализа. Отмечается, что в структуре эмоций россиян стабильно высокую выраженность имеют эмоции, связанные с коллективной самооценкой. В период пандемии COVID-19 в 2021 г. зафиксировано статистически значимое обострение негативных эмоций. В опросах 2022 г. выявлен значимый подъем позитивных эмоций, которые стали доминировать над негативными. Коллективная самооценка значительно укрепилась; в то же время россияне чаще отмечали у окружающих растерянность и стыд. В 2023 г. воодушевление отчасти стихло, но в 2024 г. эмоциональный подъем продолжился. Отмечен эффект противофазы в динамике позитивных эмоций россиян: чувство собственного достоинства было значимо снижено на протяжении почти всего периода измерений, а уверенность в завтрашнем дне, напротив, укреплялась.



ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ
Антропологический переворот и вызовы для этносоциологии (приглашение к дискуссии)
Аннотация
Автор анализирует комплекс проблем, касающихся современного положения и возможных перспектив этносоциологии как важной научной составляющей дисциплинарных направлений в исследовании этнического феномена. Предварительно диагностируется общее противоречивое положение дел в данной сфере в связи с этнологическим (антропологическим) переворотом. Среди реальных угроз для этнологии, понимаемой в широком смысле слова, включая этносоциологию, выделяются: отрицание в постсоветский период значимости отечественного исследовательского опыта; активное навязывание западных стандартов в этнологических исследованиях; доминирование и абсолютизация антропологизма (антропоцентризма) и конструктивизма; отсутствие этносоциологии в современном российском образовательном стандарте. Важным представляется также уход из жизни влиятельных основателей этносоциологии, игравших значимую роль в сохранении ее научных традиций. Излагается авторское видение по существу выделенных вопросов, в том числе по поводу политической проекции результатов этносоциологических исследований.



Ценностные опоры российской идентичности в условиях внешних вызовов
Аннотация
На основе данных всероссийского социологического опроса, проведенного в феврале – марте 2024 г., изучаются ценностные основы российской идентичности, приобретающие вес в условиях внешнеполитического давления. Концептуальной рамкой исследования выступили теоретические подходы к изучению идентичности, ценностей и процессов становления политической нации. Исследование показало, что российская идентичность приобретает черты макрополитической территориально-государственной идентичности. Иерархия ее ведущих ценностных опор включает в себя как консервативные, так и классические либеральные ценности: «вера в Россию» (42%), «общие моральные ценности» (38%), «соблюдение законности и прав граждан, экономическая и политическая свобода» (33%). Делается вывод, что ценность «вера в Россию» благодаря ее широкому идейному формату и политической неопределенности становится идейным источником общенациональной консолидации.



Динамика изменения профиля российской идентичности в 2021–2023 гг. (на примере Республики Саха (Якутия))
Аннотация
В статье представлены первые результаты применения многомерного подхода к исследованию динамики изменения различных аспектов российской гражданской идентичности, отражающих как внутренние конфликтные зоны, так и точки согласованности, формирующиеся на разных этапах консолидации российского сообщества в условиях внешнего военного, политического и экономического давления. В исследовании использовалась методика, сконструированная на основе пятикомпонентной модели измерения ингрупповой идентификации К. Лича и его коллег. Эмпирической базой исследования послужили данные опроса жителей Республики Саха (Якутия) 2021–2023 гг. По результатам проведенного анализа автор делает следующие выводы. Первый год начала СВО можно обозначить как период общественно-политической турбулентности, переосмысления как самого факта принадлежности к российскому сообществу, так и восприятия этого сообщества как некоей целостности. Наиболее драматичными для всех поколений россиян были дискуссии и конфликты, связанные с сюжетами, касающимися сопричастности, преданности, как минимум ‒ лояльности сообществу россиян, ценностям и нормам этого сообщества, его историческому пути. В 2023 г. доминантой стал процесс консолидации российского сообщества, о чем свидетельствует рост показателей всех измерений российской идентичности до значений выше среднего. Наиболее активно шел прирост групп с высокими самооценками по тем параметрам идентичности, которые отражают индивидуальные усилия по осмыслению и формированию личного отношения к сообществу россиян как целостности.



СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Итоги проекта «5-100»: проекция на трудоустройство выпускников
Аннотация
Вопрос трудоустройства выпускников рассматривается как функция системных преобразований высшей школы, обусловленных масштабными государственными инвестициями. Анализируются итоги проекта «5-100» (2013–2020), целью которого стала адаптация российских университетов к мировым стандартам и включение их в международную образовательную среду. По его завершении было достигнуто существенное переформатирование учебных планов и стандартов, осуществлен переход к новой организации учебного процесса, в совокупности оказавших воздействие на более успешное трудоустройство выпускников университетов-лидеров. Приведены результаты сравнительного анализа трудоустройства выпускников университетов-лидеров (n = 18) и остальных университетов (n = 185), принявших участие в исследовании Института социологии ФНИСЦ РАН в октябре – декабре 2021 г. Структура выборки: трудоустроенные выпускники (N = 3788) этих вузов, в числе которых (N = 368) выпускники вузов – участников проекта «5-100». Также опрошены 203 эксперта – проректоры и руководители университетских служб по трудоустройству, из них 18 человек представляли университеты-лидеры. Модель выборки сформирована по статистическим квотам, пропорционально численности выпускников по федеральным округам РФ. Опрошенные молодые специалисты имели стаж работы не более 1–5 лет с момента выпуска. Таким образом, все они проходили обучение в период действия проекта «5-100». Одним из основных выводов по результатам исследования стало признание того, что обучение в университетах группы «5-100» обеспечило выпускникам хорошо оплачиваемую работу по специальности и высокую степень личной удовлетворенности трудовой деятельностью.



Инженерная подготовка в структуре высшей школы и профессионального выбора молодежи
Аннотация
На данных статистики, мониторингов и социологических исследований анализируются структурные элементы вузовской сети инженерной подготовки и ее востребованность у разных социальных групп молодежи. Недавний разворот выбора выпускников школ в сторону инженерных специальностей связан, прежде всего, с расширением возможностей трудоустройства и построения карьеры, а также с ростом привлекательности передовых технических квалификаций. Концентрация подготовки кадров для развития прорывных технологий в топовых, селективных университетах обеспечивается объединением вложений госбюджета, крупных корпораций, развитием инновационных форм обучения, в частности в рамках проекта «Передовые инженерные школы», а также инвестициями семей с высоким культурным и экономическим капиталом в обеспечение конкурентоспособности будущих студентов и частично в их обучение. Успешная подготовка по массовым программам инженерного образования в региональных вузах, где с 2022 г. увеличено число бюджетных мест приема, тормозится большой нехваткой качественно подготовленных школьников-абитуриентов. Лучшие результаты показывает практика привлечения целевых социальных групп молодежи с сохранением ценности технического труда, например, в различных формах мобилизации трека «Школа – СПО – инженерная подготовка ВО».



СОЦИОЛОГИЯ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Развитие стереотипа «боевой народ» о россиянах (дискурс- и контент-анализ китайских медиа и социальной сети «Вэйбо»)
Аннотация
Опираясь на сформулированную У. Липпманом концепцию стереотипов как ментальных образов, упрощенно отражающих реальность, авторы исследуют формирование и эволюцию в 2010–2020-х гг. китайского восприятия русских как «боевого народа». Изучив появление термина «боевой народ» в китайском дискурсе, авторы прослеживают его развитие от онлайн-фэндома японского анимэ-сериала до широкого принятия в официальных и неофициальных китайских медиа. Используются дискурс-анализ, контент-анализ и сентимент-анализ онлайн-платформы Weibo. Анализ коннотаций выражения «боевой народ», применяемого по отношению к россиянам, позволяет сделать вывод, что оно полностью соответствует концепции этнического стереотипа в традиции У. Липпмана или этнотипа в трактовке Дж. Леерссена. Образ «боевого народа» – позитивный стереотип, но при изменении социально-политической ситуации в КНР в принципе возможна его негативная переоценка.



СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
«Враждебное» поведение руководителя как социальный феномен: причины и стратегии преодоления
Аннотация
Статья посвящена анализу феномена «враждебного» поведения руководителя по отношению к подчиненному. Эмпирической базой исследования стали результаты полуструктурированных глубинных интервью и стандартизированного опроса сотрудников организаций. Выявлено, что с различными проявлениями подобного поведения на нынешней или предыдущих работах сталкивалась половина опрошенных. В основе такого поведения лежит дисбаланс властных отношений на рабочем месте, социально-экономическая зависимость подчиненного от руководителя. Результаты факторного анализа выявили четыре стратегии поведения сотрудников, столкнувшихся с проявлениями данного феномена – «пренебрежение», «выход», «баланс власти» и «лояльность». Наиболее эффективной для снижения проявлений враждебности, по мнению респондентов, оказалась стратегия «баланса власти», включающая повышение индивидуальной ценности работника и создание коалиций.



ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Историческая память современных россиян (история России ХХ века сквозь призму семейных историй)
Аннотация
На основании дискурс-анализа СМИ и данных репрезентативных социологических исследований Института социологии ФНИСЦ РАН 2020-х гг. автор изучает, как под влиянием дискурсивной политизации национального прошлого противоречиво развивается историческая память современного российского общества. Большинство (3/4) россиян активно интересуются отечественной историей, интерес с ней существенно коррелируется со знанием семейной истории, которую, впрочем, 4/5 россиян знают не дальше чем на два-три поколения. В исторической памяти россиян ключевое место занимает Великая Отечественная война. В то же время не менее половины россиян даже не знают, на какой стороне были их предки во время революций 1917 г. и Гражданской войны. В современном политическом контексте, когда трактовки истории становятся средствами геополитической конкуренции, подавляющее большинство россиян (почти 9/10) поддерживают необходимость активной защиты принятой в обществе интерпретации истории России, понимая под «исторической правдой» единообразную интерпретацию исторических событий. При этом россияне скорее выражают солидарность с жесткой позицией руководства страны и оборонительным внешнеполитическим дискурсом, чем демонстрируют реальную включенность в историческую тематику, собственный интерес к ней: в частности, лишь менее трети считают, что обычные граждане должны участвовать в защите «исторической правды».



ФАКТЫ. КОММЕНТАРИИ. ЗАМЕТКИ
Активное и пассивное экранное время детей 5–6 лет
Аннотация
В статье представлены результаты анкетирования матерей 663 детей 5–6 лет. Показано, что у детей время просмотра видеоконтента почти в два раза больше времени интерактивного использования цифровых устройств для игр, общения и обучения. Также выявлено превышение экранного времени в выходные дни, достигающее трех часов, что на час превышает рекомендованные возрастные нормы. По половому признаку различий не зафиксировано, но обнаружена слабая обратная корреляция экранного времени с уровнем образования матери, а также то, что не более 30% детей разделяют экранное время с родителями.



Восприятие населением влияния изменений климата на условия жизни в холодном регионе (на примере Республики Саха (Якутия))
Аннотация
Особенности восприятия жителями Республики Саха (Якутия) изменений в местном климате и природной среде анализируются на основе результатов социологического исследования, проведенного в августе – октябре 2023 г. Жители республики замечают такие существенные изменения в климате, как смещение наступления сезонов времен года, изменения в температуре воздуха, уровне осадков, ветрености. Население обеспокоено частотой интенсивности природных явлений, вызванных климатическими изменениями. Местные жители также замечают появление не типичных для региона видов птиц, насекомых, растений, животных и рыб. Преобладают негативные оценки влияния изменений в климате на традиционное сельское хозяйство в Якутии.



НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Докторские диссертации по социологии, успешно защищенные в 2023 г.



ЮБИЛЕЙ
Поздравляем Ольгу Владимировну Аксенову!



К юбилею Зинаиды Тихоновны Голенковой!



Александру Юльевичу Чепуренко – 70 лет!



РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД НОВОЙ КНИГОЙ
Как научить студента-социолога квалифицированному анализу данных в программе SPSS?
Аннотация
Статья представляет авторские размышления о процессе обучения студентов-социологов анализу данных в программе SPSS на основе обращения к учебному пособию Н. С. Ворониной, вышедшему в свет в 2024 г. В статье дается краткий обзор имеющейся отечественной учебной литературы по анализу данных в SPSS, делается вывод об актуальности жанра учебных пособий, подготовленных новым поколением исследователей и преподавателей. Рецензируемое учебное пособие отличает понимание специфики студентов-социологов как учащихся с сохранившимися до сих пор признаками отчуждения от математически насыщенной информации, но осознанием важности приобретения аналитических компетенций для профессиональной деятельности. Снятие этого противоречия видится автором в вынесении на первый план методологии исследования, а на второй – собственно методов анализа. В учебном пособии представлены все необходимые методы обработки и анализа данных для формирования базовых навыков социолога-аналитика. Вместе с тем автор не учитывает, что самым распространенным у социологов является метод таблиц сопряженности, и его краткое изложение в учебном пособии может оцениваться как недостаточное.


