Changes in Youth After-School Trajectories: Social Differentiation
- Authors: Cherednichenko G.A.1
-
Affiliations:
- Institute of Sociology Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences
- Issue: No 9 (2023)
- Pages: 51-62
- Section: Articles
- URL: https://cijournal.ru/0132-1625/article/view/661907
- DOI: https://doi.org/10.31857/S013216250027362-1
- ID: 661907
Cite item
Abstract
There is analyzed the current trend in the after-school tracks of young people – the redistribution of demand from universities to colleges – separately according to the forms of higher education (HE) and the social characteristics of consumers. It is shown that the decline in admission to universities is due to distance learning and does not affect full-time one. Institutional changes in secondary and higher education (strengthening of hierarchy and selectivity, introduction of the USE) continue to lead to the social consolidation of two tracks: giving access through the USE to full-time HE education and opening the way - through the transit of secondary vocational education (SVE) – to distance learning. Demand is switching from HE to SVE for part of the youth the second track from HE programs and areas of study (mainly for the "old" service sector), which have lost the "social lift" function and profitability in the labor market in favor of current mass service professions, IT, etc., provided by SVE. At the same time, demand is changing in the direction of greater profitability of HE distance learning programs. In general, new features of social inequality in education are revealed.
About the authors
Galina A. Cherednichenko
Institute of Sociology Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of SciencesRussian Federation, Moscow
References
- Абанкина И., Белова Ю., Зиньковский К. и др. Есть ли у педагогов альтернатива репетиторству для увеличения доходов? // Вопросы образования. 2022. № 4. С. 8–32.
- Адамович К.А. Образовательные траектории российских учащихся после 9-го класса в 2000–2017 гг.: типы региональных ситуаций и предикторы различий // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 1. С. 116-142.
- Беляков С.Ф., Клячко Т.Л., Полушкина Е.А. Среднее профессиональное образование: состояние и прогноз развития. М.: РАНХиГС, 2018.
- Выпускники высшего образования на российском рынке труда: тренды и вызовы: докл. М.: НИУ ВШЭ, 2022.
- Демографический ежегодник России 2001. Стат. сб. М.: Госкомстат, 2001.
- Демографический ежегодник России 2015. Стат. сб. М.: Росстат, 2015.
- Дудырев Ф.Ф., Романова О.А., Шабалин А.И. Старшая школа и ее альтернативы в советской и российской практике. М.: НИУ ВШЭ, 2017.
- Индикаторы образования: 2022: стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2022.
- Ключарев Г.А. «Проблема мелюзги», образовательные неравенства и эффективность вузов как социально-экономические индикаторы // Вестник Института социологии. 2013. № 6. С. 234–251.
- Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Новый характер образовательных и профессиональных траекторий молодёжи // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 20 / Отв. ред. М.К. Горшков. М.: Новый Хронограф, 2022. С. 379–399.
- Малиновский С.С., Шибанова Е.Ю. Доступность высшего образования в России: как превратить экспансию в равенство. М.: НИУ ВШЭ, 2022.
- Мальцева В.А., Шабалин А.И. Не-обходной маневр, или Бум спроса на среднее профессиональное образование в России // Вопросы образования. № 2. 2021. С. 10–42.
- Образование и социальная дифференциация / Отв. ред. М. Карной, И.Д. Фрумин, Н.Н. Кармаева. М.: НИУ ВШЭ, 2018.
- Основные стратегии выбора вуза и барьеры, ограничивающие доступ к высшему образованию. М.: НИУ ВШЭ. Информационный бюллетень. 2021. № 17.
- Прахов И.А. Влияние инвестиций в дополнительную подготовку на результаты ЕГЭ // Вопросы образования. 2014. № 3. С. 74–99.
- Региональная дифференциация доступности высшего образования в России. М.: НИУ ВШЭ. Сер. Современная аналитика образования. 2020. № 13 (43).
- Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения. Докл. М.: ВШЭ, 2017. URL: https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2017/03/Doklad_trud.pdf (дата обращения: ???).
- Рощина Я.М. Чьи дети учатся в российских элитных вузах // Вопросы образования. 2006. № 1. С. 347–369.
- Хавенсон Т.Е., Чиркина Т.А. Образовательный выбор учащихся после 9-го и 11-го классов: сравнение первичных и вторичных эффектов социально-экономического положения семьи // Журнал исследований социальной политики. 2019. Т. 17. № 4. С. 539–554.
- Чередниченко Г.А. Вознесенская Е.Д., Кузнецов И.С. Заочник высшей школы: социальное поведение в сфере образования и на рынке труда / Отв. ред. Г.А. Чередниченко. М.: ФНИСЦ РАН, 2020.
- Чередниченко Г.А. Заочная форма получения высшего образования в сравнении с очной (на материалах статистики РФ) // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 254–282.
- Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). М.: ЦСП и М. 2014.
Supplementary files
