Введение. Научными исследованиями установлена связь физических факторов рабочей среды с патологией опорно-двигательного аппарата водителей транспортных средств. Непогашенное ускорение является одной из эксплуатационных характеристик транспортных средств. В связи с тем, что этот фактор оказывает неблагоприятное влияние на устойчивость металлических конструкций, нельзя исключить его неблагоприятное влияние на здоровье работников.
Цель работы — идентификация и изучение непогашенного ускорения и его связи с формированием патологии опорно-двигательного аппарата у работников транспортной отрасли.
Материалы и методы. Обзор отечественной и зарубежной научной литературы, измерение показателей ускорения при движении транспортного средства, расчёт показателей риска в соответствии МР 2.2.0085-14 «Оценка и прогноз профессиональной надёжности и профессионального риска водителей различных автотранспортных средств». Исследования проведены на примере железнодорожного транспорта. Для измерения непогашенного ускорения применяли одноосевой акселерометр Low Noise 21kHz 100g 1-axis accel (для оси Х), диапазон измерения ±100g, и ADXL345BCCZ, 3-осевой (x, y, z) цифровой акселерометр, ±2g / ±4g / ±8g / ±16g [LGA-14 (3×5)], диапазон измерения ±2g, ±4g, ±8g, ±16g.
Результаты. Работники, эксплуатирующие железнодорожный транспорт, постоянно испытывают низкие уровни фронтального непогашенного ускорения, непогашенного ускорения при качке локомотива, а также при наборе скорости, торможении. Многолетнее влияние постоянно изменяющегося по интенсивности и направлению воздействия непогашенного ускорения может стать причиной формирования патологии в области пояснично-крестцового отдела позвоночника, регистрируемой как производственно обусловленное заболевание у водителей транспортных средств. Расчёты показателей риска формирования патологии выявили у работников локомотивных бригад более высокие его уровни по сравнению с неэкспонированными работниками.
Ограничения исследования. В настоящее время отсутствуют методы гигиенической оценки фактора непогашенного ускорения, идентифицированного как фактор рабочей среды работников, эксплуатирующих транспортные средства.
Заключение. Непогашенное ускорение необходимо идентифицировать как вредный профессиональный фактор рабочей среды у водителей транспортных средств, который в сочетании с другими факторами может приводить к формированию производственно обусловленной патологии. Данный фактор нуждается в дальнейшем изучении, разработке для него методов измерения, оценки, анализа и контроля.
Соблюдение этических стандартов. Исследование не требует предоставления заключения комитета по биомедицинской этике или иных документов.
Участие авторов:
Копытенкова О.И. — концепция и дизайн исследования, анализ данных, написание текста;
Дубровская Е.Н. — сбор данных литературы, сбор материала и обработка данных, редактирование;
Леванчук Л.А. — сбор данных литературы, сбор материала, измерения и обработка данных, редактирование.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Поступила: 17.05.2022 / Принята к печати: 04.08.2022 / Опубликована: 14.09.2022