Сергей Дурылин о Шекспире в русском театре: к вопросу о модальностях театрально-критического письма в СССР в 1930–1950-е годы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В статье рассматривается деятельность Сергея Дурылина в 1930–1950-е годы как театрального критика и театроведа (в частности, пишущего о Шекспире в отечественном театре), трактуемая как маргинальная ипостась творчества этого разностороннего автора. Методологической основой для исследования его публикаций и неопубликованных, архивных документов является метод контекстно-герменевтического подхода, примененный Е.А. Коршуновой к творчеству Дурылина-писателя. Одной из важных областей его работы после двух ссылок стало театроведение и театральная критика. Исторические исследования Дурылина о Шекспире на русской сцене так и не были опубликованы (за исключением актерских биографий, где затрагивались шекспировские роли), однако его газетные тексты публиковались довольно активно. В радикальной раннесоветской риторике он разрабатывает важнейшие положения актуальной для его времени трактовки Шекспира: противопоставление “активного” советского и упаднического, “пассивного” дореволюционного истолкований шекспировских пьес; демократизм “лучших” образцов дореволюционного Шекспира и советских трактовок ролей; верное понимание Шекспира исключительно в советском театре. Выработанная Дурылиным риторическая маска театроведа вульгарно-социологического толка стала его личным способом проведения в печать важных для него идей и тематики: освещения истории Шекспира на русской и советской сцене.

Об авторах

Д. Н. Жаткин

Пензенский государственный технологический университет

Пенза, Российская Федерация

Вера Владимировна Сердечная

Кубанский государственный университет

Российская Федерация, Краснодар

Список литературы

  1. Коршунова Е.А. Вариации русского модернизма: С.Н. Дурылин. М.–Берлин: DirectMedia, 2021. 388 c.
  2. Дурылин С.Н. Айра Олдридж. М.; Л.: Искусство, 1940. 192 с.
  3. Дурылин С.Н. М.Н. Радин: Монография. М.; Л.: Искусство, 1941. 200 с.
  4. Дурылин С.Н. Василий Иванович Качалов. М.; Л.: Искусство, 1944. 60 с.
  5. Дурылин С.Н. Николай Капитонович Яковлев. М.; Л.: Искусство, 1949. 100 с.
  6. Дурылин С.Н. Пров Михайлович Садовский. Жизнь и творчество. 1874–1947. М.: Искусство, 1950. 340 с.
  7. Дурылин С.Н. М.Н. Ермолова (1853-1928). М.; Л.: Искусство, 1943. 34 с.
  8. Дурылин С.Н. Мария Николаевна Ермолова. 1852–1928. Очерк жизни и творчества. М.: АН СССР, 1953. 652 с.
  9. Дурылин С.Н. “Гамлет” на русской сцене / Вступ. статья, подг. текста и прим. Д.Н. Жаткина, А.А. Рябовой и В.В. Сердечной // Художественный перевод и сравнительное литературоведение. XVII: сборник научных трудов / отв. ред. Д.Н. Жаткин. М.: Флинта, 2022. С. 324–432.
  10. Дурылин С.Н. “Отелло” Шекспира в Малом театре / Вступ. статья, подг. текста и прим. Д.Н. Жаткина, А.А. Рябовой и В.В. Сердечной // Художественный перевод и сравнительное литературоведение. XVII: сборник научных трудов / отв. ред. Д.Н. Жаткин. М.: Флинта, 2022. С. 433–490.
  11. Дурылин С.Н. Рихард Вагнер и Россия // Сергей Дурылин и его время: Исследования. Тексты. Библиография. Кн. II. Тексты. Библиография. М.: Регнум, 2011. С. 9–63.
  12. Книжник <Дурылин С.Н.>. Новелла из жизни Шекспира // Театральная декада. 1936. № 1. С. 14.
  13. Книжник <Дурылин С.Н.>. Остужев – Отелло // Декада московских зрелищ. 1939. № 3. С. 15.
  14. Книжник <Дурылин С.Н.>. О “Гамлете” Шекспира в постановке Радлова // Театральная неделя. 1941. № 19. С. 25.
  15. Николаев Д. <Дурылин С.Н.>. А. А. Остужев // Театральная декада. 1935. № 34. С. 4–5.
  16. Бунина С.Н. Поэты маргинального сознания в русской литературе начала ХХ века. М.: Изд-во РУДН, 2005. 439 c.
  17. Мотеюнайте И.В. С.Н. Дурылин о “Шерамуре” Н.С. Лескова // Литературный факт. 2018. № 10. С. 307–320.
  18. Непомнящих Н.А. Фигура Лескова в рефлексии Дурылина: “писатель-воспоминатель” // Сюжетология и сюжетография. 2020. № 1. С. 104–116.
  19. Егоров О.Г. Творчество А.Н. Островского в оценке С.Н. Дурылина // Щелыковские чтения – 2013: Актуальные вопросы изучения жизни и творчества А.Н. Островского. Кострома, 2014. С. 63–78.
  20. Коршунова Е.А. С.Н. Дурылин о М. Горьком // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2018. № 5. С. 86–96.
  21. Панов С.И. Неизданная статья С.Н. Дурылина о стихотворении П.А. Вяземского “Орфографическое замечание” // Литературный факт. 2018. № 10. С. 321–354.
  22. Мотеюнайте И.В. С.Н. Дурылин о Валерии Брюсове // Литературный факт. 2020. № 4 (8). С. 341–354.
  23. Жулькова К.А. “Со своим ключом”: Сергей Николаевич Дурылин // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7. Литературоведение: Реферативный журнал. 2016. №4. С. 34–49.
  24. Телегина С.М. С.Н. Дурылин – исследователь творчества М.Ю. Лермонтова // Христианское чтение. 2014. № 5. С. 170–199.
  25. Дурылин С.Н. В своем углу: Из старых тетрадей. М.: Московский рабочий, 1991. 336 с.
  26. Дурылин С.Н. Гоголь и Родина // Гоголь Н.В. Избранное. М.: ГИХЛ, 1943. C. 3–14.
  27. Дурылин С.Н. В своем углу / Сост. и прим. В. Н. Топоровой. М.: Молодая гвардия, 2006. 879 с.
  28. Дурылин С.Н. Гоголь-актер // Театр и драматургия. 1934. № 5. С. 52–59.
  29. Дурылин С.Н. Гоголь и театр // Восточно-сибирская правда. 1952. № 52. С. 3.
  30. Дурылин С.Н. Горький на сцене // Горький и театр. М.–Л., 1938. С. 229–301.
  31. Дурылин С.Н. Театр Салтыкова-Щедрина // Искусство и жизнь. 1939. № 5. С. 24–27.
  32. Дурылин С.Н. Лев Толстой и Художественный театр // Горьковец. 1940. 5 декабря. С. 3.
  33. Дурылин С.Н. Лев Толстой и актёры // Советское искусство. 1940. № 59 (17 ноября). С. 2.
  34. Дурылин С.Н. Лермонтов и романтический театр // Лермонтов М. Ю. Маскарад: Сб. ст. М.–Л.: Изд. ВТО, 1941. С. 15–42.
  35. Дурылин С.Н. 80 лет на сцене // А.Н. Островский. “На всякого мудреца довольно простоты” на сцене Малого театра. М.–Л.: Искусство, 1948. С. 5–35.
  36. Дурылин С.Н. Пушкин на сцене. М.: АН СССР, 1951. 288 с.
  37. Маркс и Энгельс о литературе. Новые материалы / ред. Ф. Шиллер, Г. Лукач. М.: Журнально-газетное объединение, 1933. 214 с.
  38. Юшин П.Ф. Русская советская литературная критика (1917–1934). Хрестоматия. М.: Просвещение, 1981. 447 с.
  39. Юдин П., Фадеев А. Социалистический реализм – основной метод советской литературы // Правда. 1934. № 125 (8 мая). С. 2.
  40. Дурылин С.Н. О Гамлете, принце Датском и о прочем // Советское искусство. 1935. № 23 (17 мая). С. 3.
  41. Дурылин С.Н. Шекспир в Малом театре: к постановке “Отелло” // Театральная декада. 1935. № 10. C. 8–9.
  42. Лагутина И. “За подлинного Шекспира”: два советских юбилея // Вопросы литературы. 2017. № 3. С. 316–379.
  43. Святополк-Мирский Д. Шекспир в Англии и у нас // Вопросы литературы. 2017. № 3. С. 287–286.
  44. Дурылин С.Н. “Отелло” и Малый театр // Малый театр. 1935. № 5 (31 дек.). С. 3.
  45. Дурылин С.Н. Советский актер и особенности его творчества // Научно-творческая работа ВТО. М.: Тип. Министерства тяжелого машиностроения, 1948. Вып. 1. С. 3–4.
  46. Дурылин С.Н. Ермолова в ролях Екатерины, Волумнии и королевы Маргариты // Мастера театра в образах Шекспира / под ред. М. М. Морозова. М.; Л., 1939. С. 124–131.
  47. Панов С.И. Сергей Дурылин и “Литературное наследство” // Литературный факт. 2020. № 4 (18). С. 365–383.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2024