Поэтика метаморфоз и “наслаивания” в рассказе Н. С. Лескова “Маленькая ошибка”: к проблеме “метод классического писателя”
- Авторы: Евдокимова О.В.1
-
Учреждения:
- Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
- Выпуск: Том 82, № 6 (2023)
- Страницы: 23-27
- Раздел: Статьи
- URL: https://cijournal.ru/1605-7880/article/view/656921
- DOI: https://doi.org/10.31857/S160578800029102-8
- ID: 656921
Цитировать
Аннотация
В опоре на исследование С.С. Аверинцева “Поэтика ранневизантийской литературы&8j1;, на понимание ученым феномена “поэтика&8j1; выявлена специфика образа в рассказе Н.С. Лескова “Маленькая ошибка&8j1;. Поэтика метаморфоз (Овидий), иконная поэтика “послойной живописи&8j1; способствуют воплощению формотворческих интенций писателя XIX века в создании такого образа, который синтезирует “баснословные&8j1; (бытовые) и “бытописательные&8j1; (бытийные), словесные и пластически-изобразительные, восходящие к языческой и христианской культурам особенности, побуждая читателя к активному толкованию и пониманию противоречий изображения. В статье продолжается изучение поэтики Н.С. Лескова с учетом эстетических оснований его творчества: принципа намеренного архаизирования и модернизации; примата мастерства, укорененного в традиции; “двоящегося образа&8j1;; пограничной формы. Телеологические цели анализа заключаются в стремлении приблизиться к пониманию метода самого “непонятого&8j1; русского классического писателя.
Об авторах
О. В. В. Евдокимова
Российский государственный педагогический университет им. А.И. ГерценаРоссийская Федерация, Санкт-Петербург
Список литературы
- Лесков Н.С. Маленькая ошибка // Лесков Н.С. Собр. соч.: в 11 т. М.: ГИХЛ, 1958. Т. 7. С. 253. В дальнейшем цитирую по данному изданию с указанием тома и страницы в тексте статьи.
- Яковлева А. Техника иконы // История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М.: АРТ-БМБ, 2002. С. 31. Цитируется по переизданию: Тверь: ИП Верхов С.И., 2014.
- Успенский Л.А. Смысл и язык икон // Лосский В.Н., Успенский Л.А. Смысл икон. М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет, 2012. С. 49.
- Ошеров С. Лирика и эпос Овидия // Публий Овидий Назон. Любовные элегии. Метамарфозы. Скорбные элегии. М.: Художественная литература, 1983. С. 15–16.
- Беньямин В. Рассказчик // Беньямин В. Маски времени. Эссе о культуре и литературе. СПб.: Симпозиум, 2004. С. 383–418.
- Муратов П.П. Русская живопись до середины XVII в. // Муратов П.П. Русская живопись до середины XVII в. История открытия и исследования. СПб.: Библиополис, 2008. С. 19–164.
- Успенский Л.А. Смысл и язык икон // Лосский В.Н., Успенский Л.А. Указ. соч. С. 64.
- Мотеюнайте И.В. О тайне юродства: между чудом и суеверием (“Маленькая ошибкаˮ Н.С. Лескова) // Все секреты мира: тайны в литературе и искусстве. Сб. статей. СПб., Тверь: Изд. Марины Батасовой, 2017. С. 53–61.
- Кучерская М. Лесков. Прозёванный гений. М.: Молодая гвардия, 2021. С. 253–254.
- Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: CODA, 1997. С. 152, 255.
Дополнительные файлы
