Наваяна Бхимрао Рамджи Амбедкара: буддийский модернизм как инструмент социальных преобразований

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Статья посвящена исследованию феномена наваяны (необуддизма), созданной Бхимрао Рамджи Амбедкаром (1891-1956) в качестве инструмента смены социальной идентичности сообщества махаров. Проблема пережитков кастовой системы в Индии обострилась в период борьбы за независимость. Для построения новой индийской нации необходимо было включить в ее ряды все страты индийского общества, в том числе так наз. неприкасаемых. Наиболее интересным в этой связи нам представляется социальный проект Амбедкара, который опираясь на историю сообщества махаров, с одной стороны, и используя религиозную конверсию - с другой, попытался создать для неприкасаемых новую социальную идентичность. Амбедкар выступал за уничтожение кастовой системы в Индии и рассматривал полный разрыв с индуизмом как единственную возможность для низких каст обрести равные со всеми права. Он считал, что только религиозная конверсия позволит избавиться от бремени неприкасаемости.

Об авторах

М. Б Щербак

Институт этнологии и антропологии РАН

Email: mariam.net@mail.ru
Москва, Россия

Список литературы

  1. Агаджанян А.С. Буддийский путь в ХХ веке. М.: Восточная литература, 1993.
  2. Бочковская А.В. Прах памяти и единения // Смерть в Махараштре. Воображение, восприятие, воплощение / Ред. И.П. Глушкова. М.: Наталис, 2012. С. 755-763.
  3. Успенская Е.Н. Антропология индийской касты. СПб.: Наука, 2010.
  4. Beltz J. Mahar, Bouddhiste et Dalit: Conversion religieuse et émancipation sociopolitique dans l'Inde des caste. Bruxelles: Peter Lang, 2001.
  5. Enthoven R.E. The Tribes and Castes of Bombay. Bombay: Government Printing Press, 1920.
  6. Kloppenborg R. The Anagarika Dharmapala (1864-1933) and the Puritan Pattern // Nederlands Theologisch Tijdschrift. 1992. Vol. 46. No. 4. P. 277-283.
  7. Maude A., Basham R. Army Service and Social Mobility: The Mahars of the Bombey Presidency with Comparison with the Bene-Israeli and Black Americans. PhD diss., The University of British Columbia, 1985.
  8. Omvedt G. Buddhism in India: Challenging Brahmanism and the Caste. New Dehli: Sage Publication, 2003.
  9. Padole V.S., Rajani K.R. The Mahars: A Study of Their Religion and Socio-Economic Life // International Journal of Humanities and Social Science Research. 2019. Vol. 5 (2): P. 39-45.
  10. Robertson A. The Mahar Folk: A Study of Untouchables in Maharashtra. Calcutta: YMCA Publishing House, 1938.
  11. Russel R.V., Hira Lal. The Tribes and Castes of the Central Provinces of India. Delhi: Cosmos Publications, 1975.
  12. Singh K.S. Population of India: Maharashtra. Vol. 30. Pt. II. Mumbai: Popular Prakashan, 2004.
  13. Singh U. Exile and Return: The Reinvention of Buddhism and Buddhist Sites in Modern India // South Asian Studies. 2010. Vol. 26. No. 2. P. 193-217.
  14. Tartakov G. B.R. Ambedkar and Navayana Diksha // Religious Conversion in India: Modes, Motivations, Meanings / Eds. R. Robinson, S. Clarke. Oxford: Oxford University Press, 2007. P. 193-215.
  15. Teltumbde A. Dalits: Past, Present and Future. N.Y.: Routledge, 2017.
  16. Vetschera T.P. The Mahars: A Study of Their Culture, Religion and Socio-Economic Life. New Dehli: Inter Cultural Publication, 1994.
  17. Zelliot E. Ambedkar's Life and His Navayana Buddhism // Routlege Handbook of Contemporary India / Ed. K.A. Jacobson. N.Y.: Routlege, 2016. P. 361-371.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2023