Поведенческие показатели при научении различению коротких интервалов времени

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

В рамках исследования процесса приобретения нового навыка в работе сопоставлялись группы участников исследования, демонстрирующих разную степень научения и усовершенствования навыка, формируемого с помощью психофизической методики “Да/Нет”. Предполагалось, что при научении новому навыку участники исследования могут приобретать новый опыт с разной скоростью и, таким образом, после одинакового количества поведенческих актов взаимодействия с задачей иметь разную степень сформированности новой функциональной системы, что будет проявляться в различиях во времени ответа, показателе “чувствительности” d’ и в критерии принятия решения β. Одна группа участников (N = 28, от 18 до 45 лет, медиана 19 лет, 7 мужчин, 21 женщина) исследования обучались задаче различения коротких интервалов времени, предъявляемых в зрительной модальности, в течение одной сессии, а вторая группа (N = 51 от 18 до 32 лет, медиана 22 года, 27 мужчин, 24 женщины) проходила аналогичное обучение за две сессии с интервалом в сутки. Было показано, что такие эффекты, как смещение показателя критерия принятия решения β, его независимость от показателя “чувствительности” d’, а также более длительное время для категории ответа “Нет, не было различий” по сравнению с категорией ответа “Да, были различия”, наблюдались только в группах более результативных участников исследования (демонстрирующих навык без предварительного обучения) по сравнению с другими группами участников (во всех случаях при p ≤ 0.05). В группах менее результативных участников исследования (не научившихся и научившихся по ходу эксперимента) эти феномены не наблюдались. Полученные результаты интерпретируются с позиций системно-эволюционного подхода на основе представлений о системогенезе и количестве степеней свободы нейрона и организма, наблюдаемых на этапе рассогласования и после завершения процесса системогенеза.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Е. М. Луговских

ФГБОУ ВО “Государственный академический университет гуманитарных наук”

Автор, ответственный за переписку.
Email: eugenelugovski@gmail.com

Магистрант факультета психологии

Россия, 119049, г. Москва, Мароновский пер., д. 26

В. В. Апанович

ФГБОУ ВО “Государственный академический университет гуманитарных наук”; ФГБУН Институт психологии РАН

Email: apanovitschvv@yandex.ru

Кандидат психологических наук, доцент кафедры экспериментальной психологии и психодиагностики факультета психологии ГАУГН, научный сотрудник лаборатории психофизиологии им. В.Б. Швыркова ИП РАН

Россия, 119049, г. Москва, Мароновский пер., д. 26; 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13, корп. 1

К. С. Юдаков

ФГБОУ ВО “Государственный академический университет гуманитарных наук”; ФГБУН Институт психологии РАН

Email: kost05062000@mail.ru

Преподаватель кафедры экспериментальной психологии и психодиагностики факультета психологии ГАУГН, аспирант и младший научный сотрудник лаборатории психофизиологии им. В.Б. Швыркова ИП РАН

Россия, 119049, г. Москва, Мароновский пер., д. 26; 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13, корп. 1

Э. А. Арамян

ФГБУН Институт психологии РАН

Email: aramyan.eric@gmail.com

Аспирант, младший научный сотрудник лаборатории психофизиологии им. В.Б. Швыркова

Россия, 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13, корп. 1

Д. K. Гладилин

ФГБУН Институт психологии РАН; ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет

Email: dima.gladilin.psy@gmail.com

Аспирант, младший научный сотрудник лаборатории психофизиологии им. В.Б. Швыркова ИП РАН, лаборант-исследователь Института экспериментальной психологии МГППУ

Россия, 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13, корп. 1; 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29

Ю. И. Александров

ФГБОУ ВО “Государственный академический университет гуманитарных наук”; ФГБУН Институт психологии РАН

Email: yuraalexandrov@yandex.ru

Академик РАО, доктор психологических наук, профессор, зав. лаборатории психофизиологии им. В.Б. Швыркова ИП РАН, зав. кафедры психофизиологии факультета психологии ГАУГН

Россия, 119049, г. Москва, Мароновский пер., д. 26; 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13, корп. 1

Список литературы

  1. Александров Ю.И., Горкин А.Г., Созинов А.А., Сварник О.Е., Кузина Е.А., Гаврилов В.В. Консолидация и реконсолидация памяти: психофизиологический анализ // Вопросы психологии. 2015. № 3. С.133–144.
  2. Александров Ю.И., Дружинин В.Н. Теория функциональных систем в психологии // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 6. С. 4–19.
  3. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций. М.: Наука, 1973. С. 5–61.
  4. Апанович В.В., Арамян Э.А., Гладилин Д.Л., Юдаков К.С., Карпов С.А., Горкин А.Г., Александров Ю.И. Разработка и апробация психофизической методики исследования приобретения и совершенствования навыка // Экспериментальная психология. 2022. Т. 15. № 3. С. 222–223.
  5. Апанович В.В., Юдаков К.С., Егорова П.И. Разработка принципа анализа динамики психофизического показателя d’ с применением метода “скользящего окна” // Психологический журнал. 2024. Т. 45. № 5. С. 65–76.
  6. Войтенко Т.П. Сенсорная тренировка как фактор развития чувствительности: Дис. … канд. психол. наук. М., 1989.
  7. Гусев А.Н. Психофизика сенсорных задач: системно-деятельностный анализ поведения человека в ситуации неопределенности. М.: Изд-во Моск. ун-та; УМК “Психология”, 2004.
  8. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии: общий психологический практикум. 2-е изд. М.: Смысл, 1998.
  9. Забродин Ю.М., Пахомов А.П., Шаповалов В.И. Взаимосвязь эффективности обнаружения сигнала / Психофизика сенсорных и сенсомоторных процессов / Под ред. Ю.М. Забродин. М.: Наука, 1984.
  10. Лисенкова В.П., Шпагонова Н.Г. Индивидуальные и возрастные особенности восприятия времени взрослыми людьми // Психологический журнал. 2021.Т. 42. № 5. С. 5–16.
  11. Пахомов А.П. Динамичность показателей обнаружения сигналов в психофизических исследованиях // Проблемы инженерной психологии. М.: Наука, 1979. С. 73–74.
  12. Скотникова И.Г. Проблемы субъектной психофизики. М.: Институт психологии РАН, 2008.
  13. Скотникова И.Г., Иванов М.А. Экспериментальное исследование восприятия равенства–различия длительностей // Исследования по когнитивной психологии / Под ред. Е.А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 94–120.
  14. Скотникова И.Г., Шендяпин В.М., Садов В.А., Панова Е.В., Журкина Е.В. Соотношение уверенности в решении с его правильностью, латентностью и характеристиками сенсорной задачи // Экспериментальный метод в структуре психологического знания. Отв. ред. В.А. Барабанщиков. М.: Институт психологии РАН. 2012. С. 123–128.
  15. Шапкин С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегии адаптации // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 1. С. 19–34.
  16. Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 1995.
  17. Шендяпин В.М., Скотникова И.Г. Моделирование принятия решения и уверенности в сенсорных задачах. М.: Институт психологии РАН, 2015.
  18. Юдаков К.С., Гладилин Д.Л., Апанович В.В., Арамян Э.А., Александров Ю.И. Описание типичных компонентов ССП, проявляющихся при решении задачи различения коротких интервалов времени // Экспериментальная психология. 2025. Т. 18. № 2. В печати.
  19. Broadbent D.E., Gregory M. Vigilance considered as a statistical decision // British Journal of Psychology. 1963. № 54. P. 309–323.
  20. Green D.M., Swets J.A. Signal detection theory and psychophysics. N.Y.: Wiley, 1966.
  21. Krueger L.I. A theory of perceptual matching // Psychological Review. 1978. V. 5. P. 278–304.
  22. Luce R.D. Response times. Their role in inferring elementary mental organization. N.Y.: Oxford University Press, Clarendon Press. Oxford, 1986.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Описание одной пробы.

Скачать (92KB)
3. Рис. 2. Примеры вариативности показателя d’ в течение эксперимента у участников исследования из разных групп. Примечание. По абсциссе указан номер окна усреднения, по ординате — значения показателя d’.

Скачать (327KB)
4. Рис. 3. Динамика показателя β у участников из разных групп.

Скачать (214KB)
5. Рис. 4. Средние значения времени ответа для различных категорий ответа. Средние значения времени ответа по каждой из категорий сравнивались попарно по критерию Вилкоксона. Отмечены достоверные различия при уровне значимости p ≤ 0.05.

Скачать (168KB)

© Российская академия наук, 2025