Аннотация
Статья предлагает критическое осмысление проблематики искусственного интеллекта и искусственной социальности с нескольких теоретико-методологических позиций. Во-первых, показано, что понятие искусственной социальности актуализирует внесубъектные подходы к пониманию социальной онтологии и сопоставимо с рядом выработанных в истории социологии концептов – в частности, с «проводниками» П. Сорокина. В этом отношении искусственный интеллект рядоположен с другими культурными («искусственными») феноменами. Во-вторых, в ракурсе славянофильской концепции «цельного знания» рассматриваются его ограниченные гносеологические горизонты как «рассудочного познания». В-третьих, ревизии подвергаются социологические интерпретации искусственного интеллекта, не дающие ясности в понимании его агентного статуса в социальных взаимодействиях («участник» или «посредник»). В-четвертых, утверждается, что социологически корректная постановка вопроса об искусственной социальности должна фокусироваться не на естественных или искусственных агентах социальности, а на формах социальности как способах осуществления социального порядка. По мнению автора статьи, сегодняшняя социальная действительность не привела к разрушению старых и появлению принципиально новых форм социальных взаимодействий, что в ситуации недостаточной теоретической осмысленности придает проблематике искусственной социальности публицистически поверхностный характер.