Итоги проекта «5-100»: проекция на трудоустройство выпускников

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Вопрос трудоустройства выпускников рассматривается как функция системных преобразований высшей школы, обусловленных масштабными государственными инвестициями. Анализируются итоги проекта «5-100» (2013–2020), целью которого стала адаптация российских университетов к мировым стандартам и включение их в международную образовательную среду. По его завершении было достигнуто существенное переформатирование учебных планов и стандартов, осуществлен переход к новой организации учебного процесса, в совокупности оказавших воздействие на более успешное трудоустройство выпускников университетов-лидеров. Приведены результаты сравнительного анализа трудоустройства выпускников университетов-лидеров (n = 18) и остальных университетов (n = 185), принявших участие в исследовании Института социологии ФНИСЦ РАН в октябре – декабре 2021 г. Структура выборки: трудоустроенные выпускники (N = 3788) этих вузов, в числе которых (N = 368) выпускники вузов – участников проекта «5-100». Также опрошены 203 эксперта – проректоры и руководители университетских служб по трудоустройству, из них 18 человек представляли университеты-лидеры. Модель выборки сформирована по статистическим квотам, пропорционально численности выпускников по федеральным округам РФ. Опрошенные молодые специалисты имели стаж работы не более 1–5 лет с момента выпуска. Таким образом, все они проходили обучение в период действия проекта «5-100». Одним из основных выводов по результатам исследования стало признание того, что обучение в университетах группы «5-100» обеспечило выпускникам хорошо оплачиваемую работу по специальности и высокую степень личной удовлетворенности трудовой деятельностью.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Ирина Олеговна Тюрина

Институт социологии ФНИСЦ РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: irina1-tiourina@yandex.ru

кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник

Россия, Москва

Григорий Артурович Ключарев

НИУ «Московский энергетический институт»; Институт социологии ФНИСЦ РАН

Email: kliucharev@mail.ru

доктор философских наук, руководитель Центра социологии образования и науки; профессор кафедры философии, социологии и права им. Г. С. Арефьевой

Россия, Москва

Список литературы

  1. Булатова Г. А. Трудоустройство выпускников высших учебных заведений: аналитический обзор статистических данных и материалов исследований // Экономика. Профессия. Бизнес. 2020. № 3. С. 14–29. doi: 10.14258/epb201981.
  2. Варшавская Е. Я. Где и кем работают высокообразованные россияне // Демоскоп Weekly. 2017, № 713–714. URL: http://demoscope.ru/weekly/2017/0713/tema01.php/ (дата обращения: 10.02.2024).
  3. Варшавская Е. Я. Стратегии поиска работы выпускниками вузов: распространенность и эффективность // Социологические исследования. 2019. № 7. С. 56–66.
  4. Гимпельсон В. Е., Зудина А А., Капелюшников Р. И. Некогнитивные компоненты человеческого капитала: что говорят российские данные // Вопросы экономики. 2020. № 11. С. 5–31.
  5. Егоров А. А. Оценка эффективности деятельности университетов на основе их производственных функций // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 4. C. 87–99.
  6. Капелюшников Р. И. Отдача от образования в России: ниже некуда? // Вопросы экономики. 2021. № 8. С. 37–68.
  7. Осипян А. Поколение «0–100»: российские университеты не могут дать образование мирового уровня // ИноСми. 2020. URL: https://inosmi.ru/20201030/248436738.html (дата обращения: 10.02.2024).
  8. Чередниченко Г. А. Выпускники российских вузов на рынке труда (данные опроса Росстата) // Социологическая наука и социальная практика. 2020. № 3. С. 108–124.
  9. Чередниченко Г. А. Кого ждут на рынке труда и готовы ли к этому вузы // Ректор вуза. 2020. № 1. С. 20–31.
  10. Шацкая И. В. Развитие государственной системы управления трудовыми ресурсами на современном этапе // Экономика труда. 2017. Т. 4. № 3. С. 173–182.
  11. Agasisti, T., Shibanova, E. et al. The Russian Exellence Initiative for Higher Education: a Nonparametric Evaluation of Short-Term Results // International Transactions in Operational Research. 2020. Vol. 27. No. 4. P. 1911–1929.
  12. Kotchegura A., Martino de M., Farazmand A. Enhancing Competitiveness of the Russian Higher Education: The 5–100 University Excellence Programm through the Lens of Efficiency and Performance // International Journal of Public Administration. 2020. Vol. 45. No. 2. P. 185–107.
  13. Lisyutkin M., Farazmand A., Froumin I. Declining Public Universities: Patterns and Lessons for Public Policy and Administration. A Russian Case Study // International Journal of Public Administration. 2022. Vol. 45. No. 2. P. 157–170.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2024