Объяснительные возможности концепции расколдовывания мира М. Вебера в контекстах роста магического сознания
- Авторы: Зарубина Н.Н.1
-
Учреждения:
- Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
- Выпуск: № 11 (2023)
- Страницы: 15-24
- Раздел: Статьи
- URL: https://cijournal.ru/0132-1625/article/view/661933
- DOI: https://doi.org/10.31857/S013216250028529-4
- ID: 661933
Цитировать
Аннотация
В статье рассматривается концепция расколдовывания мира М. Вебера как методологическое основание для понимания трансформаций сознания современных людей в отношении отхода от научной картины мира и восстановления магического мировосприятия. Показано, что процесс расколдовывания мира М. Вебер рассматривал в двух формах: как маргинализации магических практик спасения внутри рационализированных религиозных картин мира и как утверждения представлений о полной познаваемости мира в научном мировоззрении. Фактором расколдовывания мира является рационализация, в результате которой происходит преодоление архаичного синкретизма: человек выделяет ценностные ориентиры «ведения жизни» и принимает на себя ответственность за свою судьбу. Однако это сопровождается формализацией нормативного порядка и постепенной утратой смысловых и ценностных доминант, с которыми она вступает в противоречие. Обосновывается, что в современном расколдованном мире происходят обратные процессы, развивается новейший синкретизм как результат взаимопроникновения цифровых техногенной, природной, социальной реальностей, снятия этических антиномий. Новейшему «заколдовыванию мира» способствуют также усиление отчуждения и стремления переложить ответственность за свою и общую судьбу на внешние силы, отказ от долгосрочных рациональных жизненных стратегий и ориентации на получение быстрого результата при невнимании к механизмам его достижения. Кроме того, отсутствие смысловых и ценностных доминант в современной культуре восполняется за счет архаичной веры в экстраординарные явления, способные быстро и эффективно, по образу и подобию цифровых технологий, решать самые острые проблемы.
Об авторах
Наталья Николаевна Зарубина
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РоссииМосква, Россия
Список литературы
- Бразертон Р. Недоверчивые умы. М.: Альпина нон-фикшн, 2021.
- Вебер М. Наука как призвание и профессия // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990в. С. 707–735.
- Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М.: Прогресс; 1990а. С. 61–272.
- Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ) // Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994б. C. 78–308.
- Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990б. С. 307–343.
- Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. Попытка сравнительного исследования в области социологии религии. Введение // Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994а. С. 43–73.
- Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий: Опыты сравнительной социологии религии. Конфуцианство и даосизм. СПб.: В. Даль, 2017.
- Давыдов Ю.Н., Гайденко П.П. История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 1991.
- Ефремов Ю.Н. Лженаука, псевдонауки и гипотеза // Лженаука в современном мире: медиасфера, высшее образование, школа. СПб.: ВВМ, 2013. С. 30–41.
- Ионин Л.Г. Драма жизни Макса Вебера. М.: Дело, 2022.
- Ионин Л.Г. Новая магическая эпоха // Логос. 2005. № 5 (50). С. 23–40.
- Катерный И.В. Постгуманизм. Человек в эпоху новой социальности: метаморфозы, нарративы, дилеммы. М.: ЛЕНАНД, 2021.
- Тенбрук Ф. Главный труд Макса Вебера // Социологическое обозрение. 2020. Т. 19. № 2. С. 76–121.
- Фетиш и табу: Антропология денег в России. М.: ОГИ, 2013.
- Хабермас Ю. Расколдовывание религиозно-метафизических картин мира и возникновение современных структур сознания // Социологическое обозрение. 2010. Т. 9. № 1. С. 27–52.
- Юревич А.В. Экономика эзотерических знаний // В защиту науки. 2011. №8. С. 94.
- Bauman Z., Donskis L. Liquid Evil. Cambridge: Polity Press, 2016.
- Schluchter W. Die Paradoxie der Rationalisierung: Zum Verhältnis von “Ethik” und “Welt” bei Max Weber // Rationalismus der Weltbeherrschung: Studien über Max Weber. Frankfurt/М., 1980. S. 9–40.
Дополнительные файлы
